ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ – НОВЫЙ ПОДХОД НА БАЗЕ ДРЕВНЕЙШИХ ЗНАНИЙ
В век информации так важно оставаться в строю, держать в памяти необходимые данные и правильно расставлять приоритеты в списках бесконечных дел. Мы можем помочь нашим детям научиться запоминать нужную информацию и с легкостью применять ее в дальнейшем для достижения целей. К тому же развитие памяти может стать увлекательной игрой. Игорь Шиянов – психолог по образованию, ведущий тренингов и преподаватель современных образовательных технологий по призванию, папа трехлетнего Захара, который в свои полтора года уже знал весь алфавит, поделился своим видением ситуации.
1.Почему так необходимы тренировки памяти? Как это отразится на качестве жизни человека в целом?
От умения запоминать и воспроизводить информацию напрямую зависят наши интеллектуальные способности. А что такое интеллект? Это наша способность к адаптации, способность решать задачи любого плана. Получается, что от него зависит, практически, все в нашей жизни. Сколько мы зарабатываем, какие можем построить отношения, сколько удовольствия получить от жизни, наше здоровье - это все определяют наши интеллектуальные и творческие способности и их применение.
Многие школьники сегодня говорят, что им не нужно ничего запоминать, потому что у них всегда есть телефон и интернет. Но гаджет не научит их убедительно говорить и продуктивно мыслить. Для этого мозгу нужны тренировки и навыки, нужно научиться простраиваться связи и получать удовольствие от этого процесса.
2. Игорь, поделись советами, как не перегружать мозг ребенка? Ведь информация атакует со всех сторон!
Да вы правы, что информации становится с каждым днём все больше. Однако пародокс состоит в том, что практически ни где, по крайней мере, в системе общего образования нас не учат правильно с ней работать.
Первые мнемотехники известны ещё со времён древней Греции. На сегодняшний день существует множество очень эффективных методов работы с информацией. Почти все они основаны на использовании визуального канала воображения. А в школе все продолжают зубрить, испытывая стресс от любой проверки знаний. Научите вашего ребёнка методам эффективной работы с информацией и вы избавите его от стрессов, связанных с учебой. А ещё не подавляйте его воображения. Я считаю, что почти все дети - гении, которым мы часто не даём раскрыться.
3. Можно ли тренировать память ребенка в игровой форме? Чтобы для него это занятие было увлекательным и интересным?
Не только можно, но и нужно! Просто необходимо. Геймификация - это будущее образования. Отрицательная мотивация не эффективна. Необходимо приложить усилия, чтобы заинтересовать ребёнка обучением. Или его вниманием завладеет что-то другое. Учителю, который не увлечён тем, что он преподаёт, не получится конкурировать с компьютерными играми и блокбастерами. А вот игра может. Соревновательность тоже отлично работает.
Мой ребёнок в год и семь уже знал все буквы, не научившись толком разговаривать, потому что их изучение было для нас интересной игрой.
4. Посоветуй пару упражнений, применимых в повседневности.
Для разных возрастов они разные. В большинстве случаев я рекомендую четко ставить цель перед началом обучения и измерять результаты, например, используя секундомер. Мозг любит конкретные задачи, а обратная связь позволяет нам быстро расти.
На открытых семинарах мы для примера учимся запоминать имена. Это достаточно весело. Нужно вспомнить детство, когда мы придумывали прозвища нашим друзьям, придумывая самые неожиданные ассоциации к их именам. Главное правило - чтобы ваша ассоциация была именно визуальной. Потом то, что вы придумали нужно мысленно соединить с внешностью человека. Например, вас знакомят с девушкой по имени Катя. Вы представляете ее в облике царицы Екатерины или украшаете ее множеством катеров, а можно еще представить, что у нее серьги с катюшами и т.д. Ирину можно обляпать ирисками и вручить ей ирисы, Сергею сережек понавешать повсюду. Таким образом вы за один раз можете запомнить несколько десятков человек, а может быть и больше.
5. С какого возраста ребенку следует начать тренировать память и внимание?
Мы тренируем ее с самого рождения. Примерно 80% нейронных связей в нашем мозге устанавливается в первые 3 года жизни, за этот же период по мнению большинства ученых происходит 90% нашего психического развития. Чем младше ребенок, тем выше его потенциал интеллектуального развития. И самое важное - это не загубить его. Нужно проявить максимум внимания к формирующейся личности, к ее желаниям, особенностям и наклонностям. Мне больно смотреть на детской площадке на родителей, которые каждую минуту говорят: "Не трогай! Не лазь! Играй здесь, хватит!» Такая забота убивает потенциал детей. Это время не возможно чем-либо восполнить. Потом ребенок вырастает и ему совершенно ничего в жизни не хочется и не интересно.
Сейчас множество всяких «развивашек» для самых маленьких. Но главное - это поведение родителей и их личный пример.
6. А взрослый человек может улучшить состояние памяти?
Конечно. Взрослому в какой-то степени сделать это даже проще, потому что мы все прошли какие то учебные заведения и имеем опыт обучения, большую по отношению к детям интеллектуальную выносливость и навыки работы с информацией, которые можно значительно улучшить, обучившись эффективным образовательным технологиям. Такие навыки являются серьезным конкурентным преимуществом в быстро меняющемся мире и могут оказаться полезны в самых разных ситуациях.
7. Какой совет ты можешь дать школьнику, который готовиться к контрольной работе или сдаче экзамена? Как лучше запомнить информацию?
Один из самых мощных и простых в то же время инструментов - это интеллект карты или mind maps. Освоить его достаточно просто самому. Он позволяет визуально структурировать любые объемы информации и помогает навести порядок в голове, кстати, не только при подготовке к экзаменам.
8. Как помочь ребенку сконцентрироваться на поставленной задаче, если его внимание рассеяно?
Во-первых, как бы это не было банально, нужно создать для него адекватные условия, где не будет никаких отвлекающих факторов на время выполнения заданий.
Во-вторых, нужно четко ограничивать временной промежуток для интеллектуальных задач. Начинать надо с малого, постепенно увеличивая объемы задач, причем, не обязательно, что при этом должно увеличиваться время.
В-третьих, нужно понимать механизмы мотивации ребенка соответственно его возрасту.
В-четвертых, есть специальные упражнения, которые в игровой форме учат концентрировать внимание. И есть мнемотехники, которые позволяют использовать возможности нашего мозга легко и естественно.
На открытых семинарах Игоря Шиянова школьники, студенты и взрослые не перестают удивляться тем возможностям, которыми обладает мозг. Запоминать имена исполнителей и писателей, держать в памяти многозначные числа и изучать иностранные языки на деле оказывается легче, чем они могли себе представить. С такими навыками и обучение, и повседневные дела воспринимаются, как увлекательная игра, на основе которой строится полноценная счастливая жизнь.