Вот только недавно, в своей нерегулярной рубрике «Дневник курьера», я писал о том, как трудоустроены пешие курьеры служб доставки еды. «Партнёры», «независимые подрядчики», а вовсе не работники, с гибким графиком, быстрым заработком, но безо всякого соцпакета - это курьеры, таксисты, а, зачастую, и более «солидные» IT-шники, которые, формально являясь фрилансерами, работают с одними и теми же заказчиками, не имея никаких преимуществ официального трудоустройства. Сервисы, которые используют такую форму занятости популярны у клиентов - малые издержки на персонал позволяют держать низкие цены (и не всякий клиент задумывается, что ответственности сервис не несёт и перед ним - в случае проблем, он спишет всё на своих «партнёров»/не-работников). Это удобно и для соискателей - быстро получил работу, быстро получил деньги, нет «возни» с бумажками и, будем честны, нет никаких требований к квалификации или они очень нестрогие.
Эта картина характерна для многих стран мира, Россия здесь не первая и не единственная. А вот на родине этой «экономики будущего», США, сделана, кажется, первая серьёзная попытка борьбы с «гиг-экономикой».
Сенат Калифорнии, 29 голосами против 11, принял закон, по которому подрядчики таких сервисов, как Uber, Lyft, DoorDash и подобных должны считаться работниками этих сервисов, в случае, если не имеют другой постоянной работы или собственного бизнеса. Это означает, что на них должны распространяться минимальная заработная плата, страховка, оплата сверхурочных - всё то, чего они не имеют сейчас.
Сенатор штата Мария Елена Дуразо:
«Сегодня так называемые гиг-компании представляют себя как инновационное будущее завтрашнего дня <…> Давайте выразимся ясно: нет ничего инновационного в том, чтобы недоплачивать кому-то за его труд. Сегодня мы определяем будущее калифорнийской экономики»
Закон должен вступить в силу 1 января 2020 и многие в Калифорнии воспринимают это, как победу, например, профсоюзы. Но сами «агрегаторы услуг» не собираются сдаваться. На стадии обсуждения они уже предлагали некоторые компромиссные варианты (например, согласиться на оплату «минималки», но не признавать таксистов, курьеров и других подрядчиков работниками). Теперь же, когда закон прошёл, уже упомянутые Uber, Lyft и DoorDash выделяют почти 100 млн долларов на подготовку референдума по изменению условий этого закона.
Смогут ли они его изменить? Увидим. Как заявляет Barclays для одного только «Убера» выполнение этого закона означает дополнительные издержки 500 млн долларов в год. Это, конечно, скажется, на стоимости услуг - и именно этот фактор могут использовать титаны «новой экономики» для формирования общественного мнения в свою пользу. И широкие народные массы будут выбирать, кто им ближе - таксисты и курьеры, которые для них соседи, друзья и родственники, или их кошелёк, деньги в котором не появляются сами по себе. Такие явления, как 8-часовой рабочий день, оплата отпускных и больничных, декретные отпуска кажутся нам чем-то само собой разумеющимся, борьбу за них вели прошлые поколения, а мы легко от них отказываемся. И, тем более, легко отказываем в них другим, если это позволяет снизить цену того, что мы так любим.
На кого работает курьер "Яндекс-Еды"?
Второй день работы в "Яндекс-Еде": первые чаевые и коллапс "МакДональдса"
Интересно, как работается курьерам в России?