Найти тему
Эко-человек

Почему в России низкий уровень экологической образованности?

Оглавление

Научная деятельность в экологии в течение 4 лет позволила мне расширить кругозор в этой сфере, а вовлеченность в неклассную рабочую деятельность школы с 10 по 11 класс – понять, что ещё со школы мы прививаем детям не совсем верные экологические ценности. А теперь по порядку.


У нас в школе очень часто (даже на постоянной основе) проходили акции посвящённые раздельному сбору мусора и защите птиц и зверей из красной книги (сами ребята рисовали плакаты на эту тему). При чём в основном в это были вовлечены родители детей из начальной школы.

один из немногих плакатов призывающих к раздельному сбору
один из немногих плакатов призывающих к раздельному сбору


«И что здесь неверно?» спросите вы.


Я считаю, что такие концепции, формируют ту самую идею, которая так распространена в России:


«Я куплю эту бутылку воды, а потом выброшу её в урну для раздельного сбора мусора, и не причиню вред природе».


Оно и понятно, детям никто не объясняет, что на переработку тоже требуется затрата ресурсов, что не всё можно переработать, что переработка - это крайнее решение проблемы, что птиц это не спасёт, что птиц
убивают не браконьеры, а мы с вами не оружием, а нашим образом жизни.


Мы уничтожаем леса, загрязняем воду, воздух почву – среду обитания свою и живых существ которые живут с нами. Если говорить об этом детям, то у них тут же возникнет вопрос: а как сделать так, чтобы сохранить наш дом в чистоте и порядке? Ответом о переработке и красной книге тут 200% не отвертишься.


Итак, какие элементы могли бы внедрить школы для того, чтобы привить детям культуру экологичности?


1. Уроки бытовой культуры ( согласитесь у нас большой провал в этой области?)

чек-лист как пример того, о чем говорить на уроках
чек-лист как пример того, о чем говорить на уроках


Быт это наше поведение в привычной обстановке, и далеко не всегда он ограничивается необходимостью обучать этикету, высокой культуре и политике для возможности поддержать беседу. Необходимо учить детей жить экологично как в физическом, так и в ментальном плане: легче выходить из стрессовой ситуации, адекватно решать конфликты и жить в мире с природой, ведь когда-то без неё мы не сможем существовать. Мы и есть природа


2. Проведение эко-ярмарок 2 раза в год

после таких дней вероятно большинство перестанет носить физкультурную форму в пластиковых пакетах😉 фото https://www.instagram.com/p/B1LjcxEntUA/?igshid=16t6rp22e7sv8
после таких дней вероятно большинство перестанет носить физкультурную форму в пластиковых пакетах😉 фото https://www.instagram.com/p/B1LjcxEntUA/?igshid=16t6rp22e7sv8

продажа печенек, многоразовой посуды, пирогов, прочитанных книг, шопперов, фруктовок, кип-капов, тэрмосов и всего того, на что фантазии хватит:)
Запрет на использование неэкологичных средств на ярмарке позволит детям проявить креатив и покажет, что выход из зоны комфорта(потребительства) не так уж и сложен.
Перед проведением я бы создала памятку о том, что пластик не должен присутствовать не только на столе на ярмарке, но и на этапе производства (наример, выбрать в магазине сахар в бумажной упаковке, а не в целофане)


3. Только раздельные контейнеры для мусора


Чтобы голова приучилась думать, что делать с мусором, чтобы дети понимали, что лучше отказаться от неперерабатываемого мусора. Где ещё обучать этому как не в школе, если только единицы родителей задумываются о сортировки.


4. Еженедельное обсуждение мировых эко-проблем в форме дискуссий или дебатов.

Грета Гутенберг на митинге против изменения климата "fridays for future"
Грета Гутенберг на митинге против изменения климата "fridays for future"

Думаю, эта форма подойдёт для учеников средней-старшей школы. Она позволит постоянно находиться в курсе событий и повысит интерес школьников к проблеме устойчивого развития.

5. Введение экологичного быта в школы по максимуму во всех подразделениях.

экологичные поставки в школьную столовую, отказ от полэтиленовых обложек, запрет на бахилы( положить тряпку на пороге и менять по необходимости), замена традиции запуска шариков по праздникам на посадку дерева и тд.

Обращая внимание на озабоченность школы в проблемах экологичности, школьники переймут кульутуру изнутри.