Научная деятельность в экологии в течение 4 лет позволила мне расширить кругозор в этой сфере, а вовлеченность в неклассную рабочую деятельность школы с 10 по 11 класс – понять, что ещё со школы мы прививаем детям не совсем верные экологические ценности. А теперь по порядку.
У нас в школе очень часто (даже на постоянной основе) проходили акции посвящённые раздельному сбору мусора и защите птиц и зверей из красной книги (сами ребята рисовали плакаты на эту тему). При чём в основном в это были вовлечены родители детей из начальной школы.
«И что здесь неверно?» спросите вы.
Я считаю, что такие концепции, формируют ту самую идею, которая так распространена в России:
«Я куплю эту бутылку воды, а потом выброшу её в урну для раздельного сбора мусора, и не причиню вред природе».
Оно и понятно, детям никто не объясняет, что на переработку тоже требуется затрата ресурсов, что не всё можно переработать, что переработка - это крайнее решение проблемы, что птиц это не спасёт, что птиц убивают не браконьеры, а мы с вами не оружием, а нашим образом жизни.
Мы уничтожаем леса, загрязняем воду, воздух почву – среду обитания свою и живых существ которые живут с нами. Если говорить об этом детям, то у них тут же возникнет вопрос: а как сделать так, чтобы сохранить наш дом в чистоте и порядке? Ответом о переработке и красной книге тут 200% не отвертишься.
Итак, какие элементы могли бы внедрить школы для того, чтобы привить детям культуру экологичности?
1. Уроки бытовой культуры ( согласитесь у нас большой провал в этой области?)
Быт это наше поведение в привычной обстановке, и далеко не всегда он ограничивается необходимостью обучать этикету, высокой культуре и политике для возможности поддержать беседу. Необходимо учить детей жить экологично как в физическом, так и в ментальном плане: легче выходить из стрессовой ситуации, адекватно решать конфликты и жить в мире с природой, ведь когда-то без неё мы не сможем существовать. Мы и есть природа
2. Проведение эко-ярмарок 2 раза в год
продажа печенек, многоразовой посуды, пирогов, прочитанных книг, шопперов, фруктовок, кип-капов, тэрмосов и всего того, на что фантазии хватит:)
Запрет на использование неэкологичных средств на ярмарке позволит детям проявить креатив и покажет, что выход из зоны комфорта(потребительства) не так уж и сложен.
Перед проведением я бы создала памятку о том, что пластик не должен присутствовать не только на столе на ярмарке, но и на этапе производства (наример, выбрать в магазине сахар в бумажной упаковке, а не в целофане)
3. Только раздельные контейнеры для мусора
Чтобы голова приучилась думать, что делать с мусором, чтобы дети понимали, что лучше отказаться от неперерабатываемого мусора. Где ещё обучать этому как не в школе, если только единицы родителей задумываются о сортировки.
4. Еженедельное обсуждение мировых эко-проблем в форме дискуссий или дебатов.
Думаю, эта форма подойдёт для учеников средней-старшей школы. Она позволит постоянно находиться в курсе событий и повысит интерес школьников к проблеме устойчивого развития.
5. Введение экологичного быта в школы по максимуму во всех подразделениях.
экологичные поставки в школьную столовую, отказ от полэтиленовых обложек, запрет на бахилы( положить тряпку на пороге и менять по необходимости), замена традиции запуска шариков по праздникам на посадку дерева и тд.
Обращая внимание на озабоченность школы в проблемах экологичности, школьники переймут кульутуру изнутри.