Можно долго сокрушаться о разрушении стройной советской системы образования и принятии западных схем обучения. Ни для кого не секрет, что происходило это не случайно. Однако в настоящее время актуален вопрос не «Кто виноват?», а «Что делать?».
В настоящее время ситуация в Системе Образования представляется мне сюжетом басни Крылова, где три персонажа, Лебедь, Рак и Щука тянут воз в разные стороны. Только в нашей современной басне эти персонажи- Школа, Родители и Министерство Образования. И у каждой стороны свои требования, своё видение ситуации и необходимой скорости продвижения, и, по большому счёту, нежелание слушать тех, кто идёт рядом.
Я работаю в школе давно, застала период голодных 90-х и не понаслышке знаю о сегодняшнем положении дел и могу сказать - легче не стало.
-А почему должно быть легко, - возразит мне кто-то, - учительство - тяжкий труд испокон веков.
-Согласна,- отвечу я ,- мне не надо облегчать, если нет возможности. Хотя бы не мешайте…
Давайте начнем с учебников, какое же образование без них? Я не знаю, как обстоят дела в школах столицы и других городов центральной России, могу рассказать о Дальнем Востоке.
Один из небольших городов Хабаровского края. Обыкновенная городская общеобразовательная школа, каких много в стране.
В конце каждого учебного года мы с коллегами планируем, по каким учебникам будем работать в следующем году, учитывая преемственность. На самом деле, работать по учебникам, которые нам кажутся эффективными, мы не можем, так как они зачастую не входят в Федеральный перечень, или на них нет денег в местном бюджете (городском). Поэтому библиотекари школ города постоянно производили и производят взаимообмен учебниками, в зависимости от количества учеников в каждой школе, чтобы «хватило всем». Зачастую период «обмена учебниками между школами» превышает предельно допустимый.
В результате чего дети учатся по старым, исписанным, с вырванными страницами учебникам.
Теперь к вопросу о приобретении учебников и методических пособий для учителей. Он полностью на наших плечах и на нашу зарплату. Мало того, бывает, что дети обучаются по учебникам такого древнего года издания, что купить себе такой же я не могу, их нет в продаже, как нет в продаже и методичек к ним.
Давайте подсчитаем, во сколько мне обошлось приобретение учебников и методичек к новому учебному году.
Учебный комплект - один учебник, книга для учителя и печатная тетрадь стоят около 2 тысяч (я говорю о своём предмете - иностранный язык). Аудиокурс к учебнику я скачивала с интернета, так как каждый лицензионный диск стоит примерно столько же. У меня 30 учебных часов в неделю, это значит -10 классов. В общей сложности выходит 12 тысяч. К этому прибавьте пособия по ЕГЭ и ОГЭ для выпускников, таблицы для уроков.
В какой ещё профессии работники производят оснащение своего рабочего места, рабочего процесса за свой счет? Может, я просто не знаю?
Отдельно стоит вопрос о приобретении печатных тетрадей к учебникам. Они ВХОДЯТ в учебный комплект по предмету, но в школе НЕ выдаются. Говорят-это на усмотрение родителей. Рекомендовать родителям приобрести печатную тетрадь для ребёнка нельзя, поэтому многие их и не приобретают, так как СМИ постоянно твердят, что школы оснащены всем необходимым для обучения...
И что же делать, если часть учебного материала размещена именно в печатных тетрадях? Как школьникам изучить курс предмета полностью? Может, в таком случае, имеет смысл размещать весь учебный курс только в учебнике?
С атласами и контурными картами по географии, тетрадями-практикумами по биологии, истории, обществознанию и многим другим предметам история та же. Это к вопросу о снижении качества знаний - один из возможных вариантов ответа, ведь программа курса проходится не полностью.
В заключение о теме дополнительных занятий с детьми. Я очень хорошо отношусь к своим ученикам и всегда готова помочь, только каждый мой рабочий день, начиная с первого урока и до вечера, расписан по минутам. У меня есть два дня, когда я занимаюсь по часу с отстающими и часто болеющими детьми после уроков. В остальное «послеурочное» время я провожу подготовку к экзаменам, олимпиадам, готовлюсь к урокам, проверяю тетради, делаю массу разных отчётов и готовлю мероприятия для своего класса.
Из года в год возникает ситуация, когда родители отстающих в учёбе детей просят «позаниматься с ребёнком после уроков», в советской школе, говорят, такое практиковалось, а сейчас не те учителя пошли. И каждый раз, испытывая огромное уважение к родителям и понимая их тревогу за ребёнка, я объясняю, что есть два оплачиваемых часа в неделю, потом возможности нет. На что получаю ответ, что придётся нанимать репетитора, а от хорошего учителя дети к репетитору не пойдут...
-Вам трудно выделить время после уроков?- говорят мне,- с нами надо индивидуально позаниматься, объяснить пропущенный материал…
Однажды я спросила маму девочки, которая часто пропускала школу, и которой нужны были занятия, а возможности их проводить у меня не было:
-Скажите ,пожалуйста, Вы где работаете?
-В аптеке,- ответила женщина.
-Как часто вы остаётесь работать после окончания рабочего дня?
-Зачем?- спросила мама девочки,- я иду домой, у меня семья.
-А вдруг кому-то очень понадобятся лекарства, а аптека закрыта?- спросила я,- останьтесь, поработайте после закрытия.
-Почему я должна работать после закрытия?- возмутилась женщина,- Мне это не оплачивается!
-Я согласна с Вами. Почему же Вы просите меня делать то, что неприемлемо для Вас ?- спросила я.
Ответа не последовало.
Не могу сказать, что я ни разу не оставалась и не занималась с детьми после окончания рабочего дня до позднего вечера. Особенно перед экзаменами и олимпиадами это происходит регулярно. Такие 12-ти часовые рабочие дни, ежедневно и по шестидневке ужасно утомляют. А на уроках я должна быть свежа, весела и умна. Как?
Уважаемые родители школьников, читающие этот материал! Я изложила лишь маленькую часть жизни учителей. Это не нытьё о грустной доле. Это факты и мои пути решения проблем.
Возможно, у моих коллег есть свои способы действий в описанных проблемных ситуациях, и они опишут их в комментариях.
Уважаемые родители, возможно, прочитав этот материал, вы отчасти поймёте нас. Мы не два враждующих лагеря, как многие себе представляют. Мы - две составляющие Единого Образовательного и Воспитательного процесса. И от нашего взаимоуважения и слаженных действий зависит будущее Вашего ребёнка.
А если этот материал прочитает кто-то из Министерства Образования, возможно, он сможет сделать выводы о финансировании школ на периферии, и о том, на что уходит часть и без того небольшой зарплаты учителей.
Однако, «меня терзают смутные предчувствия», что ситуация, описанная мною, типична не только для Дальнего Востока.