Найти тему
Рок на БиС

1969 - ключевой год в истории рока. Часть 2.

1969 - взгляд БиС.

Предложение отметить 50-летний юбилей одного из самых продуктивных годов в истории рока поступило от моего соавтора МЮ. Мы сначала хотели написать совместную статью. А потом решили, что у каждого будет своя. И статьи эти будут разными по содержанию, но одинаковыми по форме. Прим. БиС.

На мой взгляд, годом "великого перелома" в истории рока 1969-й стал совершенно "не вдруг". Основы произошедшего были заложены на пару лет раньше, в 1967. Именно тогда вышли фундаментально изменившие и звучание рока, и отношение к нему, как к чисто развлекательному явлению, альбомы. Прежде всего это - The Beatles "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band", Pink Floyd "The Piper At The Gates Of Dawn", Cream "Disraeli Gears", Jimi Hendrix "Are You Experienced", первый альбом The Doors. В следующем 68-ом тенденцию продолжили Blue Cheer со своим "Vincebus Eruptum", Iron Butterfly с "In-A-Gadda-Da-Vida", "Crazy World of Arthur Brown". Думаю, что читатели при желании смогут продолжить этот список. Почва была вспахана, удобрена, зерна брошены. И богатый урожай не заставил себя ждать.

Carlos Santana. Фото сайта Onedio.ru
Carlos Santana. Фото сайта Onedio.ru

Мой соавтор отметил вышедшие в 1969-ом альбомы английских групп. Абсолютно согласен с его выбором. Но для полноты картины стоило бы добавить несколько блестящих дисков американских команд, о которых в большинстве своём постоянно "забывают" отечественные любители рока: "Hot Rats" и "Unkle Meat" от Фрэнка Заппы, "Trout Mask Replica" от Captain Beefheart, "The Chicago Transit Authority", "Santana", "On Time" от Grand Funk Railroad. Кроме того в этом же году в Германии вышли краут-роковые альбомы Amon Duul II "Phallus Dei" и Can "Monster Movie". Не отставала и Восточная Европа. В Венгрии был издан диск Omega "10 000 Lépés", в Польше - Czeslaw Niemen "Enigmatic". Да и в Англии в 1969-ом прекрасными альбомами помимо групп, упомянутых МЮ, отметились ещё и Soft Machine, Jethro Tull, Procol Harum, The Who, Moody Blues, Rare Bird, Free. Это был фонтан идей, мыслей, мелодий, инструментального и вокального героизма. Ослепительная вспышка, на фоне которой немного потерялись не менее достойные, но не получившие столь широкую известность группы и их альбомы.

Одной из таких групп была команда Arzachel (ранее носившая название Uriel).

Ютуб-канал In The Wake Of Progressive

Группа была основана в декабре 1967-го года. Школьные товарищи и будущие звезды стиля "canterbury scene" Дэйв Стюарт (Dave Stewart) и Стив Хилледж (Steve Hillage) формируют бэнд Uriel. Певцом и басистом становится Монтгомери (Монт) Кэмпбелл (Mont Campbell). Ударника Клайва Брукса (Clive Brooks) нашли по объявлению в Melody Maker. Случай записать альбом представился сам собой. По воспоминанию Хиллиджа, лонгплей затеяли смеха ради. "Кто-то вручил нам на день ключи от студии, ну и решили чуток приколоться на тему психоделии". Издать пластинку удалось год спустя. За это время Хиллидж уехал на учебу в Кентерберийский колледж, а оставшаяся троица создала команду Egg.

В 1969 г. записанный материал издали под названием Arzachel (Арзахель - кратер на видимой стороне Луны близ нулевого меридиана, который в свою очередь получил название в честь арабского математика и астронома XI века Аз-Заркали). Дабы избежать нарушения контрактных обязательств, обложку украсили вымышленными именами участников (Симеон Саспарелла - гитара, вокал; Ньероги Гатегака - бас, вокал; Базиль Даулинг - ударные; Сэм Ли-Уфф - орган), снабженными уморительными биографическими деталями. Стиль музыки определяется как психоделия и пре-"кентербери".

Вторая команда была родом из городка Cheshire, штат Коннектикут, США. Её название Yesterday' Children.

Образованная в 1966 году Yesterday's Children включала братьев Дениса (вокал) и Ричарда Кроче (ритм-гитара) (Dennis Croce, Richard Croce), а также Реджи Райта (Reggie Wright - соло-гитара), Ральфа Мускателли (Ralph Muscatelli - барабаны) и Чака Махера (Chuck Maher - бас-гитара). Первоначально группа играла достаточно агрессивный гаражный рок, включая психоделические нюансы в свои композиции. В течение следующих трех лет Yesterday's Children выпустили несколько синглов, среди которых наиболее интересным и успешным был дебютный "To Be or Not To Be".

В 1969 году Yesterday's Children записали свой единственный полноформатный одноименный альбом. На нем группа продемонстрировала психоделический прото-металлический звук, один из самых ранних в этом стиле. Восемь гитарно-ориентированных вещей. И ни одной баллады. Yesterday's Children явно были на пути к созданию отличного гитарного хард-н-хэви с отменным хард-рок вокалом.

Почему альбом не имел ни заслуженного успеха, ни ожидаемого продолжения, не слишком понятно. И он остался почти не оцененным, но всё-таки не совсем забытым.

И последняя группа в этом маленьком обозрении - это английская Gun.

Видео канала Frank Cappa psych-marine

The Gun были британским рок-гитарным трио конца 1960-х годов и записали два альбома до роспуска. Второй 'Gunsight" как раз в 1969-ом. У них был один британский хит, входивший в Top Ten, "Race With the Devil", первая вещь с первого альбома. Двое из основателей Gun, братья Адриан и Пауль Гурвиц (Paul & Adrian Gurvitz), позже взяли название Three Man Army, а затем, после объединения с Джинджером Бейкером (барабанщиком Cream) - Baker Gurvitz Army. Кроме братьев в группу входил ударник Луи Фарелл (Louis Farrell).

Джими Хендрикс процитировал рифф из "Race With the Devil" в своей песне "Machine Gun" на фестивале Isle of Wight в 1970 году. На "Гонку с дьяволом" был сделан кавер Judas Priest (на ремастированной версии CD Sin After Sin), Black Oak Arkansas (на их альбоме Race With the Devil), Girlschool (на их альбоме Demolition) и Church of Misery (на их сплит-альбоме Acrimony).

The Gun выступали на одной сцене на концертах знаменитого лондонского клуба UFO с такими группами, как Pink Floyd, Arthur Brown, Tomorrow.

Их музыку можно описать как очень характерный и очень навязчивый прото-хеви и прото-хард. Мне кажется, что без них не было бы Black Sabbath.

P.S. Мы с соавтором договорились, что в каждой заметке про 1969-й будет по три "потерянных шедевра". Если обе заметки в сумме наберут больше 1000 прочтений, мы сделаем ещё одну, посвященную этому году заметку. Прим. Бис.

Первую часть можно прочесть здесь.