Ее уважали и, наконец полюбили такие лица, что после них, естественно, все должны были ее уважать и принимать
Ф.М. Достоевский. “Идиот”.
В предыдущей статье мы коснулись темы дружбы начальника со своими подчиненными. Но взаимоотношения выстраиваются не только по вертикали. Для результативной работы очень важно суметь построить систему связей внутри компании на уровне руководителей подразделений.
С одной стороны, это задача непростая, с другой, в ней нет ничего сложного. Руководствуйтесь простым принципом: мои коллеги - это мои клиенты. Сервис и клиентоориентированность уже давно правят бал в рыночной экономике. Перенесите эту модель внутрь компании.
Самый нужный человек
Появление Игоря Петровича в компании было невозможно не заметить. И дело было не в должности, которая подразумевала публичность. В отличие от своих угрюмых, вечно недовольных предшественников, этот уже не самый молодой мужчина излучал мощную энергетику и проявлял неожиданную приветливость. Спустя всего неделю Игоря Петровича знал каждый сотрудник в огромном холдинге, в который он пришел.
Каждое его утро непременно начиналось с одаривания каждого встречного искренней улыбкой. “Привет, как дела? Чем помочь?” - именно с этих слов он обычно начинал разговор с новыми коллегами. Каждый день он находил время, чтобы поприветствовать знакомых и сделать комплименты. Дважды в неделю он заходил со вкусными кондитерскими изделиями и свежими фруктами к руководителям дирекций, на всякий случай еще раз выясняя, нет ли рабочих и личных вопросов, которые он мог бы помочь решить. И такие вопросы находились. Каждый раз, когда кому-то из его коллег-руководителей требовалось поставить машину на учет, пройти тех. осмотр, найти хороший автосервис или бригаду ремонтников, они обращались к Игорю Петровичу, который щедро делился связями и уговаривал не утруждать себя мыслями о встречных услугах.
Апельсины у Игоря Петровича были самые сладкие, печенье самое свежее, а интерес к людям самый искренний и неподдельный. Как можно догадаться, спустя полгода среди руководства компании, от начальника отдела закупок до заместителей генерального директора, практически не осталось ни одного человека, которому наш герой чем-то не помог бы. Наш спрут оплел все щупальцами доброжелательности.
Но не все так безоблачно. Добавим штрихов для придания портрету реалистичности. Наш герой нравился далеко не всем. Кто-то считал его навязчивым, кто-то излишне болтливым, кто-то попрекал неискренностью. Его руководители тревожно следили за тем, как он обретает дополнительную власть, которую ему никто не делегировал, и влияние над ситуацией.
Однако, вне зависимости от этого работа в его управлении действительно спорилась. И несмотря на отзывы “да он только языком болтает!”, все дела, порученные его дирекции, делались вовремя, в строгом соответствии с техническим заданием. И этот улыбчивый мужчина не только поднимал настроение, но и реально избавлял компанию от любых проблем с канализацией, ремонтом, подключением коммунальных услуг и т.п.
И как же это все у Игоря Петровича получалось? Да, вот так… Каким бы ни была задача, ее решение требовало участия людей, которые были ему знакомы. Он знал, кто на что и на кого влияет, у кого какие проблемы. А еще все хотя бы чуть-чуть были ему обязаны. Обязаны не слишком сильно. Но ровно настолько, чтобы было неудобно отказать на простую просьбу: всего-то “побыстрее подписать”, или “лично проконтролировать”, а может просто “обратить должное внимание”. В отдельных случаях Игорь Петрович обращался напрямую, если дело было по его мнению очень важным. Получив обещание быстро помочь с его вопросом, Игорь Петрович напоследок любил спросить с лукавой улыбкой: “Пацан сказал, пацан сделал?”. И пацан всегда делал, не желая выглядеть неблагодарным. И заведенный порядок превратился в традицию. У Игоря Петровича всегда появлялось самое лучшее, в первую очередь, в обход ненужной бюрократии. Ведь он отлично умел не только оказывать услуги, но и спрашивать об ответных без стеснения.
Возвратный альтруизм
Ученые, изучающие человеческое поведение, соглашаются с тем, что “возвратный альтруизм” - это один из наиболее характерных элементов успешного социального поведения у высокоразвитых приматов. Это способ установить связи с другими и укрепить свое положение в иерархии стаи. Это инвестиция в свое будущее. Что в коллективе нахмуренных бабуинов, что в кругу коллег по офису, которые не так сильно (в вопросах социального взаимодействия) отличаются от первых. Для того, чтобы получать по голове дубиной реже, есть смысл заранее подойти к носителю самой большой дубины и приветственно почесать его загривок. Если в будущем возможны непростые препятствия (а обычно они рано или поздно возникают в жизни людей) - лучше заранее заполучить союзников. Если вы станете “вождем” - никто из возможных конкурентов и злопыхателей не будет для вас незнакомым.
В чем суть? Старое, как мир “Ты мне, я тебе”, только развернутое наоборот.
- Сначала “Я тебе” - узнаешь интересы, находишь способ помочь, делаешь (это ваша инвестиция в будущие отношения)
- Потом уже “Ты мне” - привлекаешь для решения вопроса, равносильного по сложности (возврат дивидендов)
И помните, что “вложением” может быть необязательно конкретное Дело. Вложением может быть эмоция. Улыбка, ободрительная фраза, уместный комплимент порадуют собеседника. Маленькая радость, которую вы сумели подарить - это повод быть вам благодарным. Повод, который однажды поможет кому-то ответить вам “Да” вместо “Нет”
Как сделать, чтобы эта схема НЕ работала:
1) Оказывайте плохие и бесполезные услуги, на которые хочется сказать не “спасибо”, а “лучше бы сделал сам”. В ваших действиях должна читаться уважительная и неравнодушная позиция.
2) Забывайте спросить об ответных услугах. В таком случае вы превратитесь из делового партнера во всепрощающую мать Терезу, несущую благо по доброте душевной. Люди естественным образом привыкнут к тому, что “за долги вы не спрашиваете”.
Это ресурс, который надо тратить для возобновления.
Это простой и наглядный пример того, как работают некоторые социальные технологии, естественным путем появившиеся много столетий, если не тысячелетий назад. Это не единственный путь и мы не агитируем вас за эту идею. Но если вам действительно нужна помощь со стороны, один из относительно простых способов ее получить в будущем - предложить первым что-то важное и ценное этому человеку уже сейчас. Как в известной фразе из романа “Двенадцать стульев”: “Утром деньги, вечером стулья! – А можно утром стулья, а днем деньги? – Можно, но деньги вперед!”