История этого марафона для меня началась больше года назад, в январе 2016-го, когда я делал шенген для поездки на Finlandia-hiihto. Ехавшая со мной в Лахти Катя Шерина тогда заметила, что если визу дадут на год, то её как раз хватит и на Марчалонгу. Визу в тот раз мне дали на полгода, но мысль о Марчалонге крепко засела мне в голову.
Я никогда прежде не бегал больших дистанций классикой. Буквально со школьных лет, когда моим максимумом были локальные гонки на 5 км. С тех пор у меня не было даже собственного инвентаря для классического стиля. Пугала и дистанция в 70 километров. Прошлой зимой я пробежал свой первый лыжный марафон – сокращенную до 42 километров Finlandia-hiihto, а тут расстояние в полтора раза большее, да еще и практически незнакомой классикой.
Решался я долго, поэтапно и мелкими шажочками. Даже слот я купил, не будучи уверенным, что поеду в Валь-ди-Фьемме. Если кто помнит, то регистрацию на 44-ю Марчалонгу достаточно неожиданно перенесли с 28 июля на 28 июня. Узнал я об этом от Ивана Савинцева из I Love Skiing всего за 10 минут до открытия продажи слотов. Времени на осмысление этого поступка у меня не было, поэтому я решил купить слот, а там будь, что будет...
Благодаря раннему сибирскому снегу на подготовку к Марчалонге у меня было ровно 3 месяца. Первую из лыжных тренировок я сделал 29 октября, запустив тем самым обратный отсчет до главного лыжного события в моей жизни. Тренировался я три раза в неделю с группой лыжной школы I Love Skiing Кемерово. По будням это были вечерние технические тренировки, на которых мы по кусочкам собирали непростой паззл классического стиля. Утро субботы у меня было отведено под дистанционную работу, километраж которой неизменно рос. Еще 1-2 раза в неделю я посещал тренажерный зал, где закачивал пресс и спину, что для моего худосочного телосложения было важно и нужно.
Несмотря на столь серьезный акцент в сторону физической подготовки, мы с тренером не решились на подготовку к прохождению всей дистанции исключительно даблполингом. Решено было пройти дистанцию с мазью держания, но на максимально жестких лыжах, чтобы колодка гарантированно включалась только там, где она нужна.
Кстати, огромную благодарность за лыжи, как и год назад, хочу выразить моему земляку Александру Бессмертных, чей инвентарь и чьи предстартовые напутствия уже становятся для меня неким талисманом. Саша, без тебя всего этого могло и не быть. Спасибо!
Из всей семидесятикилометровой дистанции Марчалонги наибольшее опасение у меня вызывали стартовые 18 километров от Моэны до Канацеи с неизменным набором высоты. Я много времени провел за тренировками на подобных длинных пологих подъемах, где я учился задавливать колодку лыж, расчитанных на вес, превышающий мой на 10 кг. И надо же было такому случиться, что примерно в тот момент, когда я почувствовал уверенность в своих силах, организаторы гонки объявили о сокращении дистанции до 57 километров как раз за счет стартового подъема.
Это были смешанные чувства. С одной стороны, я перестал волноваться за стартовый участок, с другой – я был разочарован невозможностью покорить подъем, к которому я так долго готовился...
В Верону я прилетел поздно вечером в пятницу 27 января. Трансфер Fly Ski Shuttle доставил меня до отеля в Кастелло-ди-Фьемме ближе к полуночи. На следующий день я понял, что это были две моих логистические ошибки.
Несмотря на географически шаговую близость, добраться из Кастелло-ди-Фьемме в Кавалезе не имея прокатного авто оказалось проблемой. Автобусы между ними курсируют недостаточно часто, причем они достаточно рано вообще перестают ходить, а каждый раз ходить пешком эти три-четыре километра не представляется возможным. Особенно перед марафоном. В итоге меня выручали мои товарищи из I Love Skiing, а также знание языка, помогавшее добираться на попутках.
Еще большим головняком стала организация предстартового дня, в течение которого мне нужно было сделать предстартовую тренировку, получить пакет участника, организовать подготовку лыж к гонке, а еще загрузиться углеводами и успеть отдохнуть. Скажу сразу, я успел все это сделать, но в спешке и с потраченными нервами.
Шестичасовая разница во времени позволила мне рано начать предстартовый день. Утром мы с Максимом Макаровым провели легкую тренировку в Пассо Лаваце, во время которой я восхитился плотным и скользким искусственным снегом, по которому лыжи так и летели. Я в охотку промчал два пятикилометровых круга и зарядился большим оптимизмом на завтрашнюю гонку. Затем я спустился в Кавалезе, где получил стартовый номер и начал осматриваться в поисках сервиса для подготовки лыж. Менее чем за сутки до старта вариантов уже практически не было. Те немногочисленные сервисы, которые мне удалось найти в незнакомом для меня Кавалезе, к тому моменту уже закончили прием лыж.
Я сделал для себя большой вывод: на лыжный марафон нужно ехать не менее, чем за два дня до старта.
Мне очень повезло найти магазин Nones Sport на окраине Кастелло-ди-Фьемме. Там мои лыжи согласились принять и за 55 евро их восхитительным образом подготовили к гонке. Ни одного плохого слова про них я не сказал и не скажу. В день марафона я пнял, что были лучшие лыжи в моей жизни!
Воскресное утро началось с раннего завтрака и поездке на попутном авто в Кавалезе, а оттуда – уже с товарищами из I Love Skiing – к месту старта в Маццин. Приехали мы как раз к тому моменту, когда гонку начала элита. Шум, гул, рокот вертолетов, комментатор по громкой связи – атмосфера Марчалонги поглотила нас в считанные секунды. Мы немного посидели в машинах в ожидании нашего старта, а затем скинули разминочные костюмы, и немного померзнув вышли на старт.
Мечта сбылась, я бегу Марчалонгу!
После сокращения дистанции от стартового подъема остался лишь пятикилометровый участок от Маццина до Канацеи. Он оказался гораздо более пологим, чем моя тренировочная трасса в Кемерово, поэтому до разворота я добежал на одном дыхании: попеременным двушажным с четким держанием и отличным скольжением. После разворота в Канацеи я еще раз порадовался выбору чрезмерно жестких для меня лыж. Я очень комфортно пошел даблполингом, не уступая в скольжении даже тем своим попутчикам из последних стартовых волн, кто отправился на гонку без мази держания.
К слову, организаторы Марчалонги подготовили восхитительную трассу. Решение о сокращении дистанции в пользу повышения её качества оказалось полностью оправданным. Лишь в Предаццо снег был откровенно плохим. На всех остальных же участках трассы скольжение было отличным, даже с учетом того, что за время гонки температура воздуха значительно повысилась.
Во время гонки я себя чувствовал прекрасно. Шел в намеченном темпе и много питался. Единственным местом, где я немного заскучал, был Предаццо с его рыхлой липкой массой искуственного снега. Но затем лыжи вновь поехали отлично. Большой заряд вдохновения я получил на стадионе в Лаго ди Тезеро. Я ехал по нему и думал о том, что именно здесь Никита Крюков выдавал свои умопомрачительные финиши на чемпионате мира 2013 года, именно здесь ковали свои победы в Тур де Ски Александр Легков и Сергей Устюгов. Вот она – лыжная мекка. И я здесь.
После Тезеро я вовремя смекнул, что в лыжне снег стал влажным, а между лыжнями он сохранил свои скоростные качества. Я вышел из лыжни и помчал значительно быстрее: 42 километра за 3:15 – быстрее, чем год назад коньком в Лахти; 50 километров из 4-х часов, что соответствует третьему разряду. Для меня это хорошие цифры, и они еще сильнее заряжали уверенностью.
Интересными были ощущения от лыжной гонки по полосе снега среди совсем незимнего пейзажа. Так забавно, ты вроде бы и катишь по снегу, но тебя окружают совершенно непривычные для лыж запахи: река, трава, навоз, автомобильный выхлоп.
Ну и конечно особо впечатления от городских участков: узкие улочки по которым обычно ходят люди и ездят автомобили вдруг стали лыжной трассой – причудливой и диковинной.
После разворота в нижней части трассы в Молине, я вновь перешел на попеременный ход, разбавляя его бесшажным лишь на плоских участках. Мазь продолжала отлично работать и я решил, что если на дополнительную смазку лыж перед Каскатой будут очереди, то я обойдусь без нее. В первых нескольких сервисных точках действительно было очереди, но в самой последней перед подъемом мне не пришлось ждать. Сервис был на высоте: девушка поддерживала меня за спину и поила чаем, а парень наносил липкую субстанцию на мои лыжи, не снимая их с ног. Считанные секунды и я вновь в деле.
Каскатой меня пугали много и долго. На деле же все оказалось намного легче. Кемеровские трассы изобилуют подобными крутыми подъемами, пусть и не столь длинными, так что ничего нового для себя я тут не увидел. В Каскату я вбежал достаточно бодро, обгоняя народ пачками. А на финишном выполаживании в Кавалезе – и опять спасибо жестким лыжами – я вновь перешел на даблполинг.
Ухх, как же это круто, финишировать на Марчалонге!
«Дойди до финиша и получи удовольствие» – напутствовал меня Александр Бессмертных. Я катил по финишной прямой в Кавалезе и сиял от счастья. Я пробежал один из самых престижных лыжных марафонов в мире, я дошел до финиша, я получил огромное удовольствие от лыж, трассы, гонки и всего окружающего её антуража.
Осталась лишь недосказанность от сокращенной трассы. Что ж, будем считать это поводом вернуться сюда еще раз. Оно того действительно стоит!