Мой родственник поступил учиться на исторический факультет одного уважаемого Нижегородского вуза. Был он умный и красивый. С легкостью выжимал двухпудовые гири, но вот любил историю, никуда от этого не деться.
А старший его дружок по увлечению историей у него, как-то, малость, подкачал. Был он хворый, низенький с какими-то первобытными генетическими дефектами и склонностью к алкоголизму. Но учился очень хорошо! Как говорил классик: «Юноша бледный, со взором горящим!»
Все мы с детских лет тогда знали, что на месте исторического центра Нижнего Новгорода в древности и средневековье находились какие-то небольшие, но многочисленные укрепленные городки, каких-то никому неизвестных племен.
Часть ученых считают их предками современного мордовского этноса, часть – марийского, даже удмуртского, а те у кого, особенно, теща из Казани, считают их древними воинственными булгарами, пришедшими с Северного Кавказа…
Вот два наших начинающих историка бродили среди импровизированных свалок и руин в районе кремлевского оврага, по дну которого протекала в древней канализационной трубе речка Почайна.
То хмурое дождливое утро не предвещало ничего сверхестественного.
-Смотри! –радостно закричал мой Родственник, - какая-то «фигня» белеет в глине!
Его старший, но более безумный друг, схватил палку с гвоздем и стал ковырять красную глину в месте находки.
Друзья быстро выкопали нечто похожее на полуразбитый бело-серый керамический сосуд. Тут же они исполнили радостный ритуальный танец «чёрных копателей» со скандированием малопонятных им научных терминов.
-Я знал!.. Я знаю!- запрыгал от радости безумный студент… Это… это… мордовский ритуальный сосуд 13-го века!
-Его надо сдать в Нижегородский городской музей!
-И… и….и «срубить» большие бабки за него!
-И потратить их на серьезные раскопки на «Гребешке»!
И друзья-историки направились прямо в знаменитый особняк купца Рукавишникова. Тогда там был великолепный музей моего детства. А потом, какие-то мрачные люди из городской администрации, выкинули на улицу и престарелых музейных работников и их пахнувшие нафталином экспонаты…
А в тот день в Старом Музее был ажиотаж! Научные работники и смотрители дружно, как летучие мыши, сбежались в заваленный древними манускриптами кабинет самого Директора.
Пожилая Хранительница музея со слезами на глазах, как древняя жрица, восклицала:
-Я ждала этой находки сорок лет!.. Это мордовский ритуальный сосуд. 13 век. Хорошая сохранность! Великолепная работа древних мастеров! Семь веков смотрят на меня из этой великолепной чаши!
-Да, коллеги! Находка поистине бесценна! Она подтверждает научную гипотезу об основании города мордовскими князьями…
Тут наши студенты дружно и смело вступили в разговор с маститыми учеными:
-Мы хотели бы тысячу долларов за эту нашу великолепную находку!
-На каждого! По тысяче «зелёных»! И расстанемся друзьями!
-Вы нас режете без ножа!- взмолилась Хранительница. У нас на календарный год по смете выделено всего одна тысяча. И при этом в российских рублях…
Помрачневшие студенты молча завернули сосуд с грязную вонючую тряпку, подобранную на городской помойке и расстроенные двинулись прямо на «Гребешок» на берегу мутной и величавой Оки.
Они были уверены, что именно там находился исторический центр города 13-го века. Им хотелось копать глину и находить старинные захоронения и золотые клады!
Прямо в «центре» предстоящих раскопок стоял какой-то деревянный сарай, черный от времени.
-Явно строение времен «развенчания культа личности! Октябрь 1956 не ранее, - заключил безумный студент.
Друзья-историки безжалостно сбили ржавый замок с кривой дверцы этого сарая. Выбросили из погреба какие-то банки с плесневелыми огурцами и подмокшие подшивки журнала «Огонек» за 1956 год.
-Смотри, как чётко мы определились с датировкой археологического памятника! Талант не пропьешь!
-Да, но это совсем не 13 век… И даже не 19-й, - печально сказал мой Родственник.
Потом они поковырялись ржавой, найденной тут же лопатой. Нашли пару ржавых шурупов!
-В средневековье шурупов ещё не изобрели, - ещё печальнее добавил мой родственник.
Потом вместе со своей «ранней» находкой они пошли на Покровку. Перекусили вкусными жаренными пирожками с собачатиной. Они просто хотели купить себе нормальную «поисковую» лопату. И в отделе «сантехника» они, совершено неожиданно, увидели «свой мордовский ритуальный сосуд»! Только не разбитый, а чистый и с ценником, прилепленным на скотч. Ценник однозначно гласил: «Завод сантехнических изделий имени Б.Шварца, город Богородск!»
-А кто был такой «Б.Шварц»?- спросил мой родственник.
-Темнота!.. А еще историк!.. Немецкий монах Бертольд Шварц был средневековый изобретатель пороха!... В общем плакали наши музейные американские денежки… Так сказать смыло их в этот мордовский ритуальный сосуд…
-Не расстраивайся, Братан! Сейчас на дворе «лихие» 90-е! Если «бандюганы» узнают, что у нас такая куча долларов, то нам самим явно не сдобровать!..
Уж не знаю, имели ли отношение интеллигентные нижегородские бандиты во главе с Саймоном к продолжению этой истории, но друг моего Родственника таинственно исчез… Навсегда!
А российская историческая наука, наверняка, потеряла в его, слегка тронутом легким безумством молодцеватом лице, своего верного защитника и новатора.
21 октября 2019г.