Символ города – это звучит гордо для любого здания, но как стать символом? Что влияет - архитектура, история, место, случай?
Небоскреб Flatiron Building стал обозначать Нью-Йорк задолго до того, как появился Эмпайр-Стейт-Билдинг. Помогли закрепить Флэтайрон в качестве городской иконы две фотографии, причем весьма драматического настроения. Авторы - фотографы Альфред Штиглиц и Эдвард Штайхен.
В небоскребе - всего 22 этажа и 87 м, но это немало для постройки 1903 года. В городском пейзаже здание выделяла клиновидная форма, за которую его именовали «утюгом» и поначалу много ругали.
- The New York Tribune назвала его «скупым куском пирога», а The New York Times – «чудовищем».
Фотографы с разницей в год, в зимних вечерних сумерках, сумели сделать весьма атмосферные фото. Силуэт «утюга» на фоне неба смотрелся эстетично, самостоятельно и отчетливо, «как нос гигантского океанского парохода», как «картина новой Америки, находящейся в процессе становления».
- После публикации фотографий мнение общественности поменялось: «любопытное создание», «без колебаний можно объявить «утюг» прекрасной вещью».
The Flatiron Building. Alfred Stieglitz. 1903
Впоследствии Штиглиц вспоминал первое фотографирование новопостроенного здания Флэтайрон-билдинг, невесомо плывущего над снегом Мэдисон Сквер парка: «В тот день была пурга. Здание как будто двигалось на меня, подобно носу огромного океанского парохода. Это как бы картина новой Америки в процессе её создания».
Фотограф считал, что «Флэтайрон был для Нью-Йорка тем же, чем Парфенон был для Афин».
Наиболее известные образы здания Флэтайрон в дальнейшем принадлежат именно американскому фотографу-модернисту Alfred Stieglitz (1864 -1946).
The Flatiron. Edward J. Steichen. 1904
Знаменитый американский фотохудожник Эдвард Штайхен (1879–1973) сделал фотографию дома-утюга при ночном освещении. Этот снимок популярен по сей день и считается одним из символов Нью-Йорка начала прошлого века.
Для печати фотограф добавил цветную платину, что стало основным эффектом этой фотографии.
Фото хранится в коллекции The Metropolitan Museum of Art. В коллекции музея есть еще два варианта отпечатков, имеющих другие колористические оттенки. Благодаря усилиям Эдварда Штайхена фотография стала восприниматься как один из видов изобразительного искусства – «пикториальная фотография».