Найти тему
Лахта Центр

Flatiron и Нью-Йорк. От «чудовища» до символа - всего два фото

Оглавление

Символ города – это звучит гордо для любого здания, но как стать символом? Что влияет - архитектура, история, место, случай?

Flatiron Building сегодня. Фото by Omer Van Der N. 🇺🇸🗽 https://www.instagram.com/p/B3FbPUJhEtq/
Flatiron Building сегодня. Фото by Omer Van Der N. 🇺🇸🗽 https://www.instagram.com/p/B3FbPUJhEtq/

Небоскреб Flatiron Building стал обозначать Нью-Йорк задолго до того, как появился Эмпайр-Стейт-Билдинг. Помогли закрепить Флэтайрон в качестве городской иконы две фотографии, причем весьма драматического настроения. Авторы - фотографы Альфред Штиглиц и Эдвард Штайхен.

В небоскребе - всего 22 этажа и 87 м, но это немало для постройки 1903 года. В городском пейзаже здание выделяла клиновидная форма, за которую его именовали «утюгом» и поначалу много ругали.

  • The New York Tribune назвала его «скупым куском пирога», а The New York Times – «чудовищем».

Фотографы с разницей в год, в зимних вечерних сумерках, сумели сделать весьма атмосферные фото. Силуэт «утюга» на фоне неба смотрелся эстетично, самостоятельно и отчетливо, «как нос гигантского океанского парохода», как «картина новой Америки, находящейся в процессе становления».

  • После публикации фотографий мнение общественности поменялось: «любопытное создание», «без колебаний можно объявить «утюг» прекрасной вещью».

The Flatiron Building. Alfred Stieglitz. 1903

-2

Впоследствии Штиглиц вспоминал первое фотографирование новопостроенного здания Флэтайрон-билдинг, невесомо плывущего над снегом Мэдисон Сквер парка: «В тот день была пурга. Здание как будто двигалось на меня, подобно носу огромного океанского парохода. Это как бы картина новой Америки в процессе её создания».

Фотограф считал, что «Флэтайрон был для Нью-Йорка тем же, чем Парфенон был для Афин».

Наиболее известные образы здания Флэтайрон в дальнейшем принадлежат именно американскому фотографу-модернисту Alfred Stieglitz (1864 -1946).

The Flatiron. Edward J. Steichen. 1904

-3

Знаменитый американский фотохудожник Эдвард Штайхен (1879–1973) сделал фотографию дома-утюга при ночном освещении. Этот снимок популярен по сей день и считается одним из символов Нью-Йорка начала прошлого века.

Для печати фотограф добавил цветную платину, что стало основным эффектом этой фотографии.

Фото хранится в коллекции The Metropolitan Museum of Art. В коллекции музея есть еще два варианта отпечатков, имеющих другие колористические оттенки. Благодаря усилиям Эдварда Штайхена фотография стала восприниматься как один из видов изобразительного искусства – «пикториальная фотография».