Сталинградская битва! Это название навсегда вошло в память нашего народа как памятник беспримерного подвига и героизма советских людей. Однако ни одно крупное сражение Великой Отечественной войны, такое как Сталинградская битва не рассматривается столь гипертрафировано. Если фильм 1949 года о Сталинградской битве более менее адекватно описывает обстановку, то перестроечный фильм Озерова уже какая-то пародия. В нашем сознании сегодня плотно сидит стереотип, что главные события происходили в самом Сталинграде, в сражении за горы битого кирпича и войне снайперов. В действительности ключевой точкой в битве за город были не улицы полуразрушенного города, а степь к северо-западу от Сталинграда.
Днём 27 августа 1942 года фронт советских войск рухнул в опасной близости от города. Оказалось прервано железнодорожное сообщение, единственной дорогой снабжения остались волжские переправы. И.В. Сталин позвонил Г.К. Жукову, который в тот момент находился в недавно освобождённом Погорелом Городище в должности командующего Западным фронтом. Жуков вылетел в Москву, где получил должность Первого заместителя народного комиссара обороны.
Первым его заданием в этой должности стала стабилизация обстановки на Сталинградском фронте, с целью помощи Юго-Восточному фронту, фактически изолированному в горящем городе. Войска Сталинградского фронта получили приказ нанести удар во фланг и тыл основной группировке противника, наступающей на Сталинград.
1 сентября в состав Сталинградского фронта стали прибывать войска 24 армии (5 стрелковых дивизий) и 66 армии (6 стрелковых дивизий). Также формировалась ударная группировка, ядром которой стала армия Москаленко в составе 7 стрелковых дивизий и 3 постепенно сосредотачивающихся танковых корпусов.
Перед Жуковым и командующими армиями стояла сложнейшая задача, организовать наступление постепенно прибывающих из резерва соединений. 2 сентября наступление не состоялось, так как не было подвезено горючее. Можно без преувеличения сказать, что это был один из решающих моментов войны.
К 2 сентября 62-я и 64-я армии отошли на внутренний обвод сталинградских укреплений. Нависающие войска Сталинградского фронта над 6 армией не дали немцам ударить по отступающим с полной силой и отсечь войска от города и взять его сходу. Теперь была задача не давать перебросить части 6 армии и XIV немецкого танкового корпуса в Сталинград с целью сбросить войска 62 и 64 армии в Волгу, что немедленно привело к высвобождению большого количества немецких войск и введения их под Москвой, Ленинградом или на Кавказе.
Предотвратить разгром 62 армии можно было только навязав Паулюсу бой на другом направлении.
3 сентября в 5.30 началось наступление 1 гвардейской армии. Несмотря на умеренное продвижение армии Москаленко, коридор между Сталинградским фронтом и 62 армией сократился с 8 км до 5.5 км.
Вечером 3 сентября И.В. Сталин присылает Жукову телеграмму, "крик души".
"Положение под Сталинградом ухудшилось. Противник находится в трёх верстах от Сталинграда....".
Удержание города на Волге напрямую зависело от успешности действий советских войск, находящихся к северу от Сталинграда. Особенно осложнял обстановку тот факт, что немцам до Волги в Сталинграде оставалось пройти совсем немного и времени на раскачку армий Жукова уже не оставалось. Уже 12 сентября сложился замысел контрнаступления под Сталинградом, однако сначала нужно было удержаться на краю пропасти.
Войска 1 гв, 24 и 66 армий настойчиво проводили наступление, остановка грозила страшной катастрофой. Даже получив короткую передышку после первых ударов в начале сентября 1942 года, 13 сентября 1942 немецкое командование начало штурм города. В ходе штурма они прорвались в центр города и завязали бои за Мамаев Курган.
Паулюсу оставалось только надеяться на остановку наступления 1 гв, 24 и 66 армии, с тем чтобы высвободить силы и добить прижатую к Волге 62 армию.
Командованию 6 армии приходилось балансировать на краю пропасти. Ослабление позиций XIV танкового корпуса и VIII армейских корпусов могло привести к восстановлению снабжения 62 армии и окружению армии Паулюса на берегу Волги. Не у всех выдерживали нервы, командир XIV корпуса фон Виттерсгейм предложил Паулюсу отвести корпус от Сталинграда, за что был смещён и заменен на Ганса-Валентина Хубе.
Жуков в середине сентября активно готовил наступательную операцию Сталинградского фронта. Прекращение атак означало бы резкую активизацию Паулюса против держащихся за узкую полоску войск 62 армии в Сталинграде.
15 сентября Жуков присутствует на инструктаже командиров соединений в 1 гв. армии Москаленко. В штабе был построен макет местности в полосе наступления. Жуков говорил "....Немцев на ура не возьмёшь, мы не имеем права губить людей понапрасну и вместе с тем сделать всё возможное. чтобы выполнить приказ Ставки - разгромить прорвавшуюся к Волге вражескую группировку и оказать помощь Сталинграду.... -Г.К. Жуков тяжело опустился на стул: -Начало операции переносится на сутки, чтобы вы могли лучше подготовиться"
Обстановка в Сталинграде требовала немедленных и решительных действий. 14 сентября немцы прорвали оборону на стыке 62 и 64 армий и продолжили теснить части 62 и 64 армий, практически изолировали войска 62 армии от остальных сил фронта.
Второе наступление Сталинградского фронта было подготовлено гораздо лучше, но и немцы подтянули резервы. Сражение постепенно переходило в классическую "мясорубку", когда на узком участке обеими сторонами бросаются значительные силы.
Чтобы обойти уплотнившийся участок фронта, 1 гв. армия Москаленко перегруппировалась к западу от железной дороги на Котлубань. Также туда были перегруппированы 3 танковых корпуса.
Для понимания действительной роли наступления Сталинградского фронта, достаточно сказать что в составе 62 армии в Сталинграде было 54 000 человек, а в составе 1 гв армии Москаленко 123 000 человек, 24 армии - 54 500 человек. Про технику говорить смысла вообще нет.
Основным моментом для удачного наступления в Красной армии считали внезапность, но обеспечить её в степи было невозможно. Эффективно работала немецкая авиационная разведка. Но выхода не было, нужно было или наступать, или рисковать зажатыми на полосе Волги войсками 62 армии.
18 сентября в 5.30 после артподготовки, удара "Катюш" и штурмовиков 1 гв. армия и 24 армии перешли в наступление. На направлении главного удара события развивались драматически. Например, 7 танковый корпус уже в первые часы наступления потерял практически все танки, машины 62 бригады ворвались на хутор Бородкин, вели там бой, пока не сгорели вместе с экипажами.
24 сентября начальник германского генерального штаба Франц Гальдер записал в своём дневнике "... Противник продолжает оказывать неослабное воздействие на западное крыло 14 танкового корпуса, ведя интенсивный изматывающий залповый огонь из орудий всех калибров ....".
Но не надо считать, что для немцев оборонительные бои были непринуждённой охотой на красных. Вот что писал полковник Дилингер. "Тех пополнений в живой силе и технике, которые мы получали из Германии, было совершенно недостаточно. Необстрелянные солдаты не приносили в этих боях никакой пользы. Потери, которые они несли с первого дня на передовой были огромны. Мы не могли постепенно акклиматизировать этих людей, направив их на спокойные участки, потому что таких участков в то время не было. Невозможно было также отозвать с фронта ветеранов, чтобы организовать должную подготовку новичков".
После неудачного наступления последовали кадровые и организационные изменения. 28 сентября 1942 года войска к северо-западу от Сталинграда были подчинены Донскому фронту, который возглавил Рокоссовский. Оборонявшие Сталинград 62 и 64 армии, а также находившиеся к югу 57, 51 и 28 армии были подчинены переименованному из Юго Восточного в Сталинградский фронт по командованием Еременко.
Утратившие былой накал бои продолжали оставаться напряжёнными. К началу октября положение советских войск в Сталинграде было отчаянным. Содействие Жукова заключалось в коррекции планов проводившихся наступлений. Однако и у немцев ситуация была тоже достаточно печальной. В конце октября продолжение наступления Донского фронта уже было нецелесообразно - началась перегруппировка войск для проведения наступления, операции "Уран".
"Уран" стал возможен в момент замены XVII армейского корпуса на войска 3 румынской армии. После этого как гласит народная мудрость, "хорошо зафиксированный больной в наркозе не нуждается". Удар по 3 румынской армии был практически обречён на успех.
Одним из важных эффектов организованного Жуковым наступления, стало значительное истребление немецких механизированных частей, что не позволило немцам быстро перебросить войска и оказать сопротивлению советскому наступлению операции "Уран", в результате которого оборона румынских войск была сокрушена и советские танки замкнули кольцо окружения за спиной армии Паулюса.
Заслуга Жукова не в разработке плана операции "Уран" как такового, а в активном формировании обстановки, при которой окружение 300 тысячной группировки Паулюса стало возможным. Спасибо что прочитали. В статье использованы материалы А. Исаева