Картина, о которой пойдет речь, выставлена в Государственном Эрмитаже. Нередко перед ней подолгу останавливаются очень разные с виду люди. Задумчивые, восхищенные, недоумевающие…
Версии «Черного квадрата» имеются и в Третьяковке, и в Русском музее!
Так как же быть c этим феноменом? Наверное, самое правильное – узнать мысли самого Малевича. Но сперва вспомним предысторию появления «Черного квадрата» на выставке 1915 года в предреволюционном Петрограде, откуда, собственно, и пошла его слава.
Это был период всплеска русского авангарда. Экспериментальная популярность таких идей в искусстве просто зашкаливала. Распираемый концепциями, авангард начал дробиться на направления, течения, школы…
Одним из них стал и супрематизм, вынашиваемый Казимиром Малевичем.
Какое-то время он экспериментировал с «геометризацией» форм, алогизмом изображения, дабы познать «истинно новый, заумный» закон живописи.
Ключевой момент для «Квадрата» случился в 1913 году, когда лидер авангардистов Михаил Матюшин поставил заумную футуристическую оперу «Победа над Солнцем». Малевич работал над эскизами декораций. Постановка подразумевала атаку на все классическое группой авангардистов-«будетлян».
Таков был поиск выхода творческому самовыражению молодыми неформалами своего времени. «Будетляне» - предвестники будущего, сокрушающие опостылевшие устои в искусстве и морали. Сравните с «Завтра действовать будем мы!» Виктора Цоя.
В экспериментах с эскизами к опере, у Малевича возникла идея как «пластически» выразить «победу активного человеческого творчества над пассивной формой природы».
Абсолютно «экономная», черная угловатая фигура, альтернатива ослепительного солнечного круга - как утверждал Малевич. Однако подпись к картине он определил лаконичнее - «основной супрематический элемент. Квадрат».
«А что, раньше никто не догадывался так рисовать?» То есть, не была ли заимствована эта гениальная по очевидной простоте идея, поднятая Малевичем на флаг русского футуризма?
При недавнем исследовании слоев «Квадрата» (а научный интерес к полотну тоже не увядает), обнаружили едва сохранившуюся надпись, сделанную рукой автора: «Битва н…ов …».
Вот вам и явный отсыл к «Битве негров в темной пещере глубокой ночью». Эта шуточная аллегорическая картина (просто черный холст) была представлена публике писателем-юмористом Альфонсом Алле еще 1882 году.
Понятно, что Малевич, начиная создавать свой шедевр, не мог предполагать его последующей славы. Возможно, это были ироничные авторские раздумья при подготовке к выставке.
Но ведь идея созрела и приобрела известные грандиозные последствия для мирового искусства. Как же затем отнесся к полотну сам автор?
Став руководителем творческих объединений, преподавателем университета, Казимир Малевич продолжал пропагандировать идеи супрематизма. Он оставил целый архив философских исследований в этой области. Из его школы вышли многочисленные ученики-последователи.
Так что, называть «правду квадрата» раздутой на пустом месте заумью, не приходится. Хотим мы этого или нет, но «Черный квадрат» прочно занял свою нишу в искусствознании и философии. Он, как выражался Малевич, «настолько абсолютен… что один может выразить сущность <всех> мистических ощущений».
P.S. Кто-то может подумать, что художник просто однобоко владел средствами живописи? Тогда посмотрите еще и на эти его работы.
Только нестандартно мыслящий живописец мог так насыщенно, многогранно и убедительно отобразить краски жизни…