Приветствую вас в очередной части заметок о моем путешествии по Норвегии на самодельном автодоме. Предыдущая часть в основном состояла из технических проблем и поиска решений, а в этой мы вновь вернемся к исследованию норвежской природы и дорог. Погнали!
Как и всегда, в конце записи найдете видео, показывающее события описанных далее дней. Если не можете решить — читать или смотреть то правильный ответ — то и другое конечно!
День 23 — в который я случайно пересек Северный Полярный Круг и попал в Арктику
Половину прошлого дня я провел в сервисе исправляя сход-развал колес, так что к вечеру успел только доехать до места и устроится на ночевку.
Новый день встретил меня вполне приличной погодой и завтраком с приятнейшим видом на озеро Svijjege
Это были даже два озера вместе, соединенные маленьким протоком с мостом, по которому я приехал сюда вчера.
Место было скрыто от обычных путешественников и добраться сюда можно было только через маленькую дорогу в лесу без каких-либо указателей. В другом конце дороги и вовсе был тупик. В итоге за весь день я увидел только 2 автомобиля проехавших по дорожке мимо меня. И никого из людей вовсе. Похоже это было идеальное место, для тех кто хочет остаться наедине с природой.
Впрочем у меня такой цели не было. Я уже выбирал свою следующую точку для остановки и это был портовый город Буде (Bodø), от которого на пароме можно добраться до Лофотенских островов.
Но просто уезжать из нового места противоречило моим принципам (нужно в каждом месте сделать хоть что-нибудь) так что я решил погулять по местному лесному заповеднику. Природный заповедник был довольно серьезный и на входе снабжен информационным стендом с суровыми правилами запрещающими не только мусорить и шуметь, но и собирать ягоды и грибы, а так же разжигать огонь деревом, которое вы не принесли с собой. Подразумевалось, что после посещения заповедная зона должна была остаться в точности такой же, как и до вас.
Не смотря на заповедность зоны в ней виднеются какие-то дома похожие на жилые, с причалами для лодок. В остальном обычный хвойный лес, хоть и довольно симпатичный. Пройтись на разок вполне ничего.
Нагуляв часа два и вернувшись к озеру ощутил сильное желание остаться на месте и никуда не ехать еще хотя бы на один день. На улице сильно потеплело, а ветер исчез и озеро превратилось в ровную зеркальную гладь.
Но посмотрев прогноз погоды сразу понял, что впечатление обманчиво. Буквально пол-часа и здесь уже будет поливать дождь и не перестанет это делать до завтра. Что ж, решено, едем в Буде.
Перед поездкой, делая финальный осмотр окрестностей, неудачно наступил на камень и немного подвернул ногу. Сначала показалось что ничего страшного, хотя потом проблема даст о себе знать. Поняв, что просто оттягиваю неизбежное, сел в фургон и переехав мост отправился дальше на север Норвегии.
Поездка оказалась весьма утомительной. Чтобы проехать всего 340км мне понадобилось целых шесть с половиной часов. Это почти без остановок и без заездов в города. Средняя скорость всего лишь около 50км/ч. В основном это было связано с постоянным дождем (приходилось сильнее сбрасывать скорость на поворотах) и множества ремонтов дорог. Причем некоторые ремонты сопровождались стоянием в ожидании проезда по 15-20 минут. В общем не самая удачная дорога в моей жизни, но ничего, к езде я вообще отношусь довольно философски. Есть цель и дорога — пока машина едет, а я могу ехать — все остальное мелочи и даже такой долгий путь не мешает мне наслаждаться путешествием. Никогда не воспринимал дорогу, как «необходимое зло для перемещения из точки А в Б». Для меня это «экспресс-экскурсия» по стране. В Норвегии нет скоростных трасс, так что вся жизнь проходит именно на этой единственной дороге, проходящей через города и фермы. Разве можно на ней заскучать? Можно рассмотреть природу, домики, устройство дорог и развязок, популярные в стране автомобили, зоны отдыха, да кучу всего!
Но все же было одно особенное событие по пути, выделившееся из остального процесса езды. Неожиданно на дороге попался знак «Arctic Circle Center — 3km». Что… Здание Арктического (Северного) Полярного Круга… Как?! Уже?! Я знал, что должен пересечь эту параллель Земли по ходу своей поездки, но был совсем не готов, к тому, что это произойдет прямо сегодня и сейчас!
Свернул через 3 километра по указателю и попал на парковку здания Arctic Circle Center. Ливень на улице не смутил меня и я пошел искать на территории специальную стеллу, обозначающую ту самую границу — полярной зоны.
Это была очень знаковая и приятная точка в моем путешествии. Черт побери, я пересекаю Северный полярный круг на автодоме, который я сделал сам и приехал из Москвы через 7 стран и 5000 километров! Я в Арктике! Звучало просто фантастически. Скажи мне лет 5 назад, что я буду пересекать со своей собакой Северный полярный круг на фургоне переделанном в дом — я бы покрутил пальцем у виска и держался подальше от такого собеседника. Честно говоря год назад я вообще не знал, что в Норвегии есть Северный полярный круг, а Арктика — это не там где айсберги и пингвины. Оказалось, что это вполне реальная для простого человека граница, которую можно пересечь с комфортом.
На улице шел сильный дождь, так что быстренько записав небольшое видео у стелы и сделав пару фото въехал в Арктику и отправился дальше на север. Не успев отъехать и километра увидел первого за поездку оленя! Похоже я двигался в верном направлении.
Под конец пути опять были ремонты и постоянный дождь, так что добраться до места удалось только в 23:30 изрядно подустав. На удивление я успел застать небольшие отголоски заката, это почти в полночь то!
Солнце в этих местах садилось довольно поздно и долго висело на горизонте.
Как я упоминал выше — целью приезда в этот город была дальнейшая паромная переправа на острова Лофотен. Прикинув, что расстояние довольно внушительное я озадачился поиском онлайн билетов на этот маршрут, опасаясь что свободных мест на завтра может и не быть.
Нашел сайт паромной компании и узнал, что летом они производят 4 отправления по этому маршруту (осенью всего 2-3, а ближе к зиме вообще 1 в день). Вот только с покупкой билетов вышел облом — забронировать рейс можно только на «завтрашний день» или дальше, а я нашел нужный сайт в 0:07, так что мой день отправления уже наступил и был недоступен для заказа. Но зато я узнал что всего 40% билетов бронируются онлайн, остальные 60% предоставляются тем, кто ожидает парома в очереди на причале. Что ж это хорошая новость. Плохой новостью стало то, что стоимость переправы моего автодома на острова по данным сайта составляла 235 евро. Вообще не гуманно. Хорошо, что эту стоимость мне придется платить только один раз, т.к. обратно на материковую Норвегию я смогу вернуться по мостам двигаясь дальше на север.
Еще узнал что паром идет целых 4 часа (вместо обычных паромчиков через фьорды по 15-25 минут), этим объясняется такая огромная цена. Выбрал для себя время отправления в 16:00. Это позволит мне прибыть на острова около 8 вечера и даст время найти место для ночлега, сделать ужин и спокойно лечь спать.
На этом и завершил свой длинный день. В Арктике. Осталось только проснуться завтра вовремя, сделать все дела, собраться и не опоздать на паром. Вроде не сложно.
День 24 — в который я опоздал на паром.
Утро начиналось прекрасно. Погода была полной противоположностью вчерашней — земля высохла, на небе ярко светило солнце, птички пели, а мир снова обрел краски. Оказалось, что ночью я выбрал очень удачное место для стоянки с прекрасным видом на залив Rønvikleira и соседние горные острова.
На волне этой красоты я решил отправиться на небольшую прогулку. Нога после вчерашней небольшой травмы еще побаливала, но в жестких трекинговых ботинках ощущала себя вполне нормально. На горы лезть не стоит, но погулять можно. Время до отправления парома вроде было еще достаточно, а ехать мне всего минут 20 так что можно себе позволить.
Рядом оказалась как раз идеальная местность для этого — дорожка через холмы с лесом и двумя озерами. Совершенно не зная что ожидать я отправился по тропинке, идущей наверх прямо от моей парковки и был приятно удивлен разнообразием ландшафта вокруг. И маленькие горы и деревья, речушки, озера, мосты.
Нагулявшись я шел обратно со стойким желанием запустить здесь квадракоптер. Мало того что я уже нахожусь на высоком холме (что всегда выигрышно для съемки) так еще и места вокруг похоже были очень живописными. Решил что полчасика у меня еще найдется — быстро настроил коптер и отправил в полёт. Местность оправдала ожидания.
Из-за сильного ветра (высокое место прямо около моря) полет дрона обратно заставил немного понервничать, но все же удалось безопасно (хоть и медленно) вернуть его домой. Ну теперь точно можно собираться и ехать на паром сколько там осталось времени СКОЛЬКО?! #$%^&*! Паром отходит через 40 минут, а я тут даже не паковался! Что со мной не так?! Хоть будильник ставь!
Быстро покидав все свободно болтающиеся вещи на кровать и накинув сверху плед (это такой трюк для путешествий — с кровати вещи не падают) я буквально через 5 минут уже спускался с горы вниз. Благо все было очень близко, но все же дорога до парома заняла еще 10 минут. В итоге я приехал к уже битком забитому кораблю и встал в очередь за единственным автомобилем на причале — небольшим пикапом. Успел! По крайней мере успел увидеть паром до отправления…
Работник паромной службы подошел сначала к пикапу, а потом ко мне и попросил вписать имя в список пассажиров. Затем оценивающе посмотрел на мой фургон, на паром… и туманно произнес «я еще приду». Начало попахивать обломом. Тем временем его коллеги на пароме играли в тетрис, пытаясь максимально эффективно распределить на парковке два автомобиля и 4 мотоцикла.
За 10 минут до отправления они помахали водителю пикапа, приглашая его присоединиться к тетрису на пароме. И я остался на парковке в одиночестве, ожидая что же будет дальше. А дальше снова пришел работник переправы и бескомпромиссно произнес «Извини бро, больше места нет. Следующий паром через 3 часа»
Забавно, никогда в жизни я не опаздывал на поезд или самолет, а вот на паром смог. Зато хорошо погулял и полетал мда. Ну ладно, горевать по уже произошедшему глупо — не в моих правилах. Так что записав видео «как я лох» начал думать чем займу внезапно появившиеся время. Ехать обратно на гору не хотелось, так что решил посвятить время походу в магазин и дальше занять очередь на причале, чтобы не пропустить следующий паром в 18:45, который будет последним за этот день!
С поиском магазина проблем не возникло (никогда в Норвегии не возникало честно говоря — множество супермаркетов с большими парковками). Примерно час потратив на шоппинг и раскладывание продуктов отправился на причал. Там уже стояло в ожидании несколько автодомов, но какое же было мое удивление, когда я увидел там испанскую семью из прошлой части! Мы стояли на одной стоянке 4 дня назад в тысяче километров отсюда и вот встретились вновь!
Испанца эта встреча позабавила не меньше и мы, уже как старые знакомые, начали перебивая друг друга бурно делиться впечатлениями за прошедшие дни и итогами решения наших колесных проблем. В конце беседы испанец предложил обменяться контактами, на случай если я вдруг буду в Испании а он в Москве. «Это очень хорошо иметь друга в России! Мы хотим поехать в Россию зимой и друзья нам нужны!». Дальше он достал блокнотик, и по-старинке найдя там букву «О» старательно записал «Oleg, Russia, Moscow» — переведя взгляд на меня радостно спросил «Адрес?». Эмм… «емеил адрес всмысле?» — «нет нет! твой адрес в городе москва!» … «эмм…» — «Ну адрес где ты живешь?! Мы поедем в Москву и приедем на твой адрес и там будет твой дом и ты нам покажешь что где»! Кажется испанец не очень хорошо представлял себе организацию жизни в Москве и вряд ли мог даже вообразить дом в 18 этажей с тысячей квартир. Со двором в котором он не то что не припаркуется, а даже вряд ли вовсе сможет заехать на своем грузовичке. Я предложил для начала ограничиться обменом email адресами, а если уж они соберутся ехать, то пусть пишут и мы договоримся о встрече более детально ага. Испанец немного погрустнел, но адрес записал. Интересно, напишет ли?
Скоротав за беседой около часа ожидания, решил чем-нибудь подкрепиться и сильно не заморачиваясь сделал лапшу быстрого приготовления (доширак в общем) с бутербродами и кофе. Решил поесть прямо перед четырех-часовым путешествием по открытому морю, ага. Очень умный поступок. Но к этому мы еще вернемся.
Минут за 40 до отправления прибыл паром и началась погрузка. В этот раз палуба для машин была заполнена от силы на 70%. Сразу после въезда подошел работник парома с терминалом для оплаты проезда. На мое удивление сумма составила около 200 евро (что все еще дофига, но все же меньше, чем 235, которые я видел в интернете). Как я потом понял — дополнительные 35 евро — это обязательная доплата за гарантию места на пароме при онлайн-бронировании! Первый раз вижу, чтобы билеты в интернете стоили дороже, чем на месте. Выходит я еще и сэкономил.
Большинство машин на пароме были автодомами в том или ином виде.
Изначально я планировал почти все путешествие провести в фургоне (удобно же, своя каюта считай) за работой на ноутбуке, чтении и обработке фотографий. Мои планы были разрушены новостью, о том, что находится в автомобиле во время путешествия нельзя! Вообще вся палуба с машинами закрывается до прибытия на место. В то же время запрещено посещение пассажирской палубы с животными и выходит, что нет другого выхода, кроме как оставить Фрая в фургоне. Хорошо, что он спокойно к этому относится и мне не пришлось сильно волноваться — просто оставил еды, воды, лакомств погрызть и открыл люки для вентиляции. Но имейте ввиду, если путешествуете с животными.
Себе же быстро собрал сумку со всем необходимым (с уже нервно поглядывающим на меня работником парома, желавшим закрыть парковку). Кинул что попалось под руку — какие-то чипсы, воду, телефон, интернет, повербанк, книжку и фотоаппарат. И отправился изучать убранство корабля.
Паром имел довольно внушительные размеры с небольшой кафешкой внутри, множеством стульев (со столами и без) и большой открытой палубой с сидячими местами для любования окрестностями.
Осмотрев весь корабль я уселся читать книжку и через 20 минут осознал, что лапша перед отплытием была плохой идеей.
Вообще качка не является для меня какой-то большой проблемой (как-то я даже был наблюдателем на многодневных учениях атомного крейсера — флагмана Петр Великий, но это другая история). Но вот еда перед отплытием + довольно сильные волны + книжка… слишком много для отвыкшего от морской жизни организма. К сожалению от книжки пришлось отказаться и все остальное время я просто смотрел в окна и шлялся по парому. Максимум что я мог себе позволить — это небольшие переписки с друзьями на телефоне. Кстати удивительно, на пароме ловил интернет 4G. Не всё время, но довольно уверенно и часто. Так и прошла вся дорога до Лофотенских островов. На мое счастье именно этот паром идет не 4 часа (как то, на который я опоздал) а всего 3:15, что было большим плюсом.
Около 22 мы наконец достигли Лофотенских островов, уже почти в полной темноте.
Получив доступ к палубе с автомобилями проведал своего друга Фрая. Он был рад встрече и явно только вылез из постели. Похоже путешествие не доставило ему никаких проблем. Готов играть и бегать как всегда. Времени на подготовку к выезду было совсем немного — буквально успел положить сумку, сесть за руль и паром уже начал открываться — пора выезжать.
Стоянку я выбрал заранее. Чтобы её достичь мне нужно было проехать почти весь первый остров и, проехав через мост, добраться до середины соседнего. Всё это займет целых 12 минут :) Острова очень маленькие, особенно тот, на котором я намеревался устроиться на ночлег. Его ширина была всего 300 метров! Триста! По сути это был островок-отель, так как кроме него, ресторанчика и рыбацких домиков с причалами в принципе тут больше ничего и не было.
После выезда с парома автодома рассыпались по островам направо и налево, как дети в открывшемся магазине игрушек. В поисках своего лакомого места для остановки. И таких мест Лофотенские острова предлагают довольно много, но большинство из них — это просто парковки-карманы около основной дороги (которая на островах одна).
Путешественники видели возможность для стоянки и останавливались на них. Я же ехал с конкретной целью на выбранное место и не прогадал.
Мой островок был очень прикольным, а стоянка находилась у маленькой скалы, немного в стороне от дороги.
Тут было гораздо уютнее и интереснее, чем в кармане у дороги. К тому же на островах существовала не шуточная проблема с ветром. Людей он конечно не сносил, но на высоких автодомах ощущался довольно сильно. Дом немного сносило в сторону при проезде по мостам и он раскачивался на стоянках от резких порывов. Похоже ночью запланирован небольшой шторм.
Хорошо, что мое место находилось за маленькой плоской скалой, которая немного прикрывала меня от ветра и позволила не волноваться о предстоящей ночи.
Хоть время уже и приближалось к 23 — на улице никак не наступала ночь. Вот что значит северная земля! Вместо ночи на острова опустились густые сумерки с плотным туманом и так и висели до рассвета. Это сочетание придавало месту какой-то сказочный мистический антураж.
Об ужине я даже не хотел думать, поездка на пароме все еще была слишком свежа в памяти, так что предпочел просто немного погулять по окрестностям и лечь спать.
Чтобы завтра начать новый день с Лофотенских островов Норвегии. Увидимся там в следующей части!
Спасибо за время, уделенное моему творчеству, ваши коментарии и репосты!
А теперь можно и посмотреть — вашему вниманию видео, показывающее события, описанные выше
Следующая часть (Лофотенские острова)