Найти тему
Александр Закуренко

Образование как пузырь или фрателлократия-4

Образование как пузырь или фрателлократия-4

О симулякрах:

Все средства фрателлократ готов вкладывать лишь в понятное ему или то, что является идеологическим маркером.

Фрателлократия позитивистична по своей природе. Ее интересует лишь конкретная польза – сразу ощутимая и верифицируемая. Отсюда тяга к шоу, публичным акциям, праздникам, чемпионатам и тп. При это там, где объект обладает содержанием – фрателлократу, не готовому и не желающему содержание анализировать - становится не интересно.

Поэтому области содержательные - образование, культура, искусство, наука с точки зрения фрателлократа – это всего лишь забавы, не имеющие никакого реального веса. Кроме прикладных фрагментов этих важнейших сфер социальной жизни.

Но при этом фрателократ не готов признавать позитивистскую пустоту как норму жизни и содержательные сферы жизни ему нужны. Но не в своей стратегической части, поскольку не дадут мгновенных результатов, а именно как идеологические маркеры крутизны.

Не важно, каким должно быть образование – главное, чтобы мы были первыми.

Не получается в качестве преподавания и успехов – сделаемся первыми в заполнении электронных журналов, не важно, что попасть к врачу-специалисту часто невозможно, как и пройти обследования, но зато мы первые по легкости записи к участковому.

Образование

1. Представим магазин, где вместо продуктов на полках – список занятых продуктами на состязаниях мест. Или ресторан, где вместо блюд – ордена и грамоты шеф-повара. Наверное, в такой магазин или такой ресторан никто не пойдет.

Но в школы, которые показывают свои грамоты, места, рейтинги, количество победителей в тех или иных олимпиадах, бегут толпами.
Почему?

Это возможно лишь в случае, если в головах родителей и детей уже сложилась логическая связь между рейтингом школы и качеством образования в ней. Хотя результаты образования, тем более, качественного образования, вообще проявляются после школы – уже в результате поступления и дальнейшей учебы выпускника.

Дело школы – научить учиться, а не накачивать рейтинги. Но такое образование – никак не оценить, за него не получишь ни грант, ни аплодисменты. Может, когда-нибудь выпускники поблагодарят и порадуют своими успехами.

Но чиновникам от образования благодарность вчерашних школьников ни к чему, а уж успехи бывших учеников ими вообще не отслеживаются.

А ведь хочется чиновникам иметь быстрый и, главное, заметный результат.

И к тому же - деньги приносящий. Потому что современная логика государства – это когда не ты тратишь на образование, а оно тебе доход приносит.

И это далеко не единственная постановка смысла образования головой вниз. Потому что гениальным усилием чиновничий разум придумал безотказную цепочку, имитационный перметум мобиле реформ образования: деньги→ученики→рейтинг→топ→ученики→деньги.

Произошла инверсия формы и содержания: ЕГЭ, олимпиады, проверки, срезы, аттестации - стали содержанием образования.

И действительно, ведь содержание – это умение и обучение мысли. Через решение задач, чтение книг, собственные поиски и ошибки. Но – зачем читать, решать задачи, учить стихи наизусть, знать географию? Для оценки – отвечает нынешняя система (для рейтинга – то есть), места в топе. Потому что сейчас уровень учителя определяют рейтинг и количество топовых детей, а не качество преподанных им умений и пониманий.

По сути, нынешняя система погони за количеством учеников в классе и оценкой определила невозможность содержательного образования: малое количество учеников, учителя высокого уровня, свобода от чиновничьих проверок. Ничего этого нельзя – потому что за малое количество детей не будут платить. Даже если они одарены и могут в будущем составить гордость отечеству. А если ты не умеешь заполнять электронный журнал, или выставляешь оценки не вовремя, или пишешь в домашнем задании слова, которые писать не нужно (министерство образования рассылает слова, которые можно вставлять в журнал, и которые нельзя!!!) – то совершенно не важно, умеешь ли ты учить детей. Потому что в голове чиновника критерия – «уметь учить» - нет. А вот критерий – занятые места или заполненный правильно журнал – есть.

Поэтому вместо того, чтобы учить учителей учить и учиться самим, их учат, как сдавать ЕГЭ, заполнять журналы и тренировать (натаскивать) на сдачу ЕГЭ, и победы в олимпиадах.

Инструкция по заполнению электронных журналов превратилась в священную книгу современного преподавателя, а иконостасом школы стали графики мест в рейтингах и результаты проверочных и диагностических работ.