Как оказалось, для многих до сих пор является большим сюрпризом тот факт, что в колесах моего раллийного мотоцикла нет воздуха. А это действительно так. На ралли все мотоциклисты используют специальный резиновый наполнитель под названием мусс. Я вам больше скажу, на муссах Michelin Bib Mousse в Дакаре выступают и побеждают аж с 1982 года!
Мусс с виду похож на большой черный пончик из вспененной резины, глянцевый снаружи и пористый внутри. По весу этот самый пончик даже легче усиленной колесной камеры которую часто используют любители туризма в стиле энудро. Как вы понимаете, давление в этой резинке меняться не может и оно всего плюс минус эквивалентно 0,9 АТМ.
Выпускают разные модели муссов под разные размеры колес. Это, кстати, иногда даже для опытных пользователей муссов новость, потому что многие не вникают в такие особенности и ставят что придется куда придется. Но на самом деле совместимость мусса и покрышки по размеру очень и очень важна так как это влияет не только на зацеп и управляемость мотоцикла, но и на продолжительность эксплуатации. Муссы удовольствие не из дешевых, поэтому в наших же интересах, чтобы резиновый наполнитель прослужил максимально долго и качественно. Есть некоторые компании, которые выпускают только муссы и они заморачиваются с размерной сеткой под каждую отдельную покрышку. В моем же понимании, идеальное сочетание это когда ты ставишь и мусс и покрышку одного бренда, так как это все вместе было спроектировано и продумано инженерами. Так, например, компания Michelin выпускает муссы семи размеров - два под передние покрышки и пять под задние, как для кросса, так и для эндуро. Основное отличие между ними это, безусловно, размер, потому что если вы поставите мусс меньшего размера в шину большего размера то он будет там болтаться, что приведет к быстрому стиранию и разрушению мусса. Также это скажется на некорректном давлении в покрышке, что влияет на зацеп и управляемость. Похожая история, только в обратной проекции, будет происходить если вставить большой мусс в узкую покрышку.
Однако, при том какие нагрузки во время гонок испытывает мусс он достаточно требователен к себе в некоторых моментах. Он имеет срок годности, который составляет 18 месяцев со дня производства. Также рекомендуется не использовать один мусс больше 6 месяцев, хотя, это по большей части зависит от стиля езды гонщика. На гонках муссы с резиной меняют каждый день, особенно на каменистом грунте. Хранить мусс желательно вдали от прямых солнечных лучей и при температуре не выше 30С. Бортировать мусс это отдельное искусство, требующее хорошей физической силы и умения. А вот теперь моя самая любимая часть – завод производитель указывает, что нужно всячески избегать хранения мусса при температуре выше +40С, что он рассчитан на скорости до 130км/ч и что для дорог общего пользования он тоже не подходит, а мы в ралли рейдах гоняем под 170км/ч, при температуре за +50С и проезжаем большие куски по ДОПам и при этом на Дакаре Michelin Bib Mousse привозил разных гонщиков на высшую ступеньку подиума уже 34 раза. Из своего опыта могу сказать смело, что для ралли и эндуро мусс просто незаменимая штука. А вы им пользуетесь или первый раз услышали о такой штуке?