Олеся в очередной раз летела в Сингапур. Перелёт был с несколькими пересадками, одна из них – в Амстердаме. Отличный повод бегом сходить в музей, как говорят «культурки хапнуть».
+++
Один мазок, другой…Вот и ожила скула на портрете. Краска ложилась правильно, как будто сама собой, работа радовала. Но…боль в локте напомнила о том, что пора бы сделать перерыв. Рембрандт вытер кисть тряпицей, аккуратно положил рядом с красками, встряхнул рукой, обхватил локоть, и, баюкая его, как ребёнка, перешёл в другую, соседнюю с мастерской комнату.
Сквозь щель между плотными шторами пробивался серый денёк. На столах в комнате – своеобразном домашнем музее, лежали вещи – его сокровища. В полутьме взгляд остановился на белой сияющей морской раковине. Она сияла в полутьме белым светом, чуть розовея. Вот так же сияет кожа, щёки, личико юной девушки. ….оттенит его грубая тёмно-зелёная ткань, а переход к свежему личику будет через кипень кружев слоновой кости.. Тема для следующей картины! Главное - найти подходящую модель.
Глаза скользнули по комнате дальше. Вот капитанская трубка. Сделана из морёного дуба. Похожую древесину он видел у соседки – она выставила стул на улицу. Отлично подойдёт для портрета с девушкой!
Отвлёкшись, отдохнув, художник направился в мастерскую. Но запнулся на полпути - его звал мальчик- посыльный. - Господин Рембрандт, Вам письмо!
В письме богатый вельможа, меценат приглашал его в поездку. Остановиться у него в поместье на несколько дней, пожить, отдохнуть, погулять.
Нннеет! Руки, праздно лежащие на коленях во время бесконечных застолий? Сидеть, как в смирительной рубашке и слушать бесконечные разговоры о дворе короля, о новых законах Амстердама, о ценах на сено? Часы без творчества.
Он не любил поездки дальние, ему надо было быть в своей мастерской, идти глубже и глубже. Обматываться коконом. Всё, что надо было для вдохновения – было под рукой – предметы, голос жены, запахи улицы.
В поездках вдали от дома сбивались его настройки.
Что он будет там делать? Здесь, в родном доме, в мастерской, в его маленьком музее всё вдохновляло его, в любую минуту он мог схватиться за кисть и – творить. Создавать. Думать, исправлять, идти вглубь. Драгоценна каждая минута!
А время, потраченное с вельможей – вычеркнутое из жизни.
+++
..Недавно я встретила подругу на улице. Взахлёб, широко раскрыв глаза, с придыханием рассказывает об общей знакомой. Которая не сидит на месте, - какая молодец! – и всё время куда-то ездит, вот сейчас побывала в Бразилии.
А муж другой подруги из лучших побуждений всё время выгоняет жену куда-нибудь поехать. То есть быть дома, это не отдых, непременно надо куда-то двигаться, что-то смотреть.
Можно до отупения мотаться по свету. До отупения замещая настоящую жизнь наркотиком. Молодой парень, объехав весь свет на велосипеде, дал интервью. Рассказывал, как спал под навесами у китайцев, как выменивал запчасти на открытки. Мечтал о собственном перерождении.
А в конце подытожил, сказав, что, собственно, против ожидания он совсем и не изменился.
Поездки отвлекают, дают прилив кратковременного кайфа, клятвы «как приеду всё изменю». Но воз и ныне там.
+++
Олеся глядела на дивную бело-розовую раковину на полотне. Толпы народа в музее толкали в спину. Сумка оттягивала локоть. Глянула на часы. Скоро новый перелёт – в Сингапур, в который раз. Всё лучше, чем работать.
====================================
художник Балтазар ван дер Аст