Когда в нашем Мире свершилось самое-самое первое преступление? Мы не имеем в виду убийство Каином своего брата Авеля. Нам предстоит расследовать, когда и как в мире появилось первое зло.
Ведь, именно, появление зла в Мире есть самое-самое первое и самое-самое древнее преступление, преступление самое тяжкое из всех известных, поскольку от него потянулась цепочка зла и другие преступления. Это самое первое преступление не имеет срока давности, и виновные в этом преступлении должны быть подвергнуты наказанию, если это возможно, и, хотя бы – публично осуждены.
Но, что есть "зло", а что - "добро"? Если один называет добром одно, а другой – другое?! … Пришёл Христос, хотел добра, как он говорил, а ему сказали, что он творит зло … и распяли. Как тут разобраться, что такое хорошо, а что такое плохо?
Вот, если только найти такого мудрого человека, который сможет объективно, отбросив личные приязни и неприязни, ответить на этот вопрос? Мысль хорошая, но не новая. Люди и раньше пытали мудрецов на эту тему. Но, либо они толком ничего ответить не могли, мол, так уж повелось в мире, либо ссылались на некие очень древние события при Сотворении Мира и человека.
А, что?! Это идея! …Создание человека! … Богом ли (для верующих)? природой ли (для людей материалистического мировоззрения)? Ведь, создание чего-либо или кого-либо предполагает цель определённую, для чего создание предназначено. И, если некоторые события жизни человека, соответствуют цели Создателя, то эти события – добро, если события препятствуют выполнению цели, то это – зло. … Уф! … Кажется, с определением и критериями зла и добра мы как-то в общем виде разобрались.
Теперь можно переходить к вопросу, когда появилось добро … и, что наиболее нас интересует, когда и как - зло.
***
Итак, начнём своё историческое расследование совершения самого первого в Мире преступления. Начнём с опроса свидетелей, показания которых соответствуют самым известным мировоззрениям в части Сотворения мира, Мироустройства и происхождения добра и зла. Расследование проведём по материалам книг С. Рокова "В каком народе Истина" https://ridero.ru/books/v_kakom_narode_istina/ и "Мы станем богами и Богом" https://ridero.ru/books/my_stanem_bogami_i_bogom/ .
***
- Введите свидетелей!
Вошёл древний, согбенный, едва двигающий ногами старик с деревянным посохом, ведомый под руку юным пастушком со свирелью. Это были свидетели от ЯЗЫЧЕСТВА.
- Откуда, когда и при каких обстоятельствах появились в мире зло и добро? – последовал вопрос от суда.
- Добро … зло …, - медленно заговорил старик. – В каждой земле и в каждом язы̀ке (по-вашему - в народе) своя вера и свои боги. Но, я тебе отвечу за всех, ибо много я странствовал, видел и слышал в младые свои лета̀. … Мир делится на мир богов, духов и мир людей. … Добро … зло … Ты что, не знаешь, что человек создан по образу и подобию божьему?
- Нет, почему же, мы слышали.
- Тогда посмотри на людей. Скажу тебе, они мало изменились с нашего времени. Зло и добро перемешано в них. Значит, и боги такие же; в них есть и добро, и зло. Пример тому – боги греческой земли. Ответа на первоисточник добра и зла здесь нет. …Правда, в одних людях добра больше, чем зла … в других – всё наоборот. Бывают люди, от которых исходит лишь добро, а бывают такие – что изрыгают одно лишь зло. И в богах тоже так бывает. Есть верования, где боги делятся на «плохих, злых» и «хороших, добрых». Добрые боги сеют добро среди людей, помогают им в добрых делах, научают их, а плохие сеют зло, подговаривают совершать плохие дела. Как правило, среди богов существует свой порядок старшинства; у добрых – свой, у злых – свой. Так, у славян главным богом добра был Белобог (Святовит, Свентовит), а зла – его родной брат Чернобог, а также Кащей.
Плохие и хорошие боги бывает вступают друг с другом в прямое противостояние. В подобных верованиях, добро и зло исходят прежде всего от верховных богов добра и зла. Многие нас язычников считают примитивными дикарями, но это всё наговоры. Мы не делим мир на только чёрный и белый цвета. Даже в «тёмных» богах не всё есть зло, они тоже нужны в мире людей и приносят пользу. Если Чернобога или Кащея можно признать вашими словами «Абсолютами зла», то лишь условно, относительно «менее злых» богов.
С созданием же людей всё темно … По-разному говорят о появлении первых людей, поди разберись … Да, и давно это было …
- А, для чего нужен человек богам? – задал вопрос суд.
- Как для чего? - хрипло засмеялся старик, закашлялся, и, лишь откашлявшись, продолжил:
- Дабы почитал их, поклонялся и приносил жертвы. Толико и всего. Уважил бога, как следует - тот тебе помог в твоей просьбе; забыл жертву принести вовремя – глядь, беду на тебя наслал. Вот – такие тщеславные боги! Всё, как у нас, людей. … Добро, зло … «Всё полезно, что в брюхо полезло». Но, скажу так … кривда и зло были завсегда меж людей, но в наше время всё ж менее, нежели в ваше … стыда более было в нас. Ближе к богам мы были. Ведь, могучим богам менее надобно жить кривдою, нежли слабому человеку. И мы с их пример брали. А, вы сердцем и душою оскудели, охладели… Нас упрекаете в принесении жертв, а сами? … особливо богатеи ваши … деньги Богу своему жертвуете, а сами не веруете …
- Свидетель, сейчас речь не о нас, и о нашей вере … Не уклоняйтесь. Попытайтесь вспомнить, откуда в ваших богах появилось зло?
- Ну, ежели и далее разбираться, откудова зло, - помолчав и пожевав губы беззубым ртом, с раздумьем сказал старик, - то надо разбираться с тем, кто таких богов сделал и как, а это совсем за давностью лет я не помню, а, могёт - и не знал николи.
«Дааа … Итак, на основные вопросы о сущности и происхождении зла язычество не отвечает. И с целью человечества … не убедительно … уж больно ничтожна, плохо соответствует бессмертным могучим богам».
- Пригласите следующего свидетеля.
С достоинством, но скромно, вошёл муж зрелых лет, с бородой и густыми чёрными бровями, из-под которых блестели умом живые, быстрые глаза. Муж был одет в пёстрый халат, подпоясанный кушаком, в шальвары и мягкие сапоги из тиснёного сафьяна красного цвета. На голове его был высокий колпак. Муж представлял ЗОРОАСТРИЗМ, религию «огнепоклонников», рождённую пророком Заратустрой (Зороастром) и исповедуемую, вплоть до торжества ислама, народами Иранского плоскогорья, а в своё лучшее время получившую распространение также на территории Кавказа (Армении, Грузии), Ближнего Востока. Зороастризм многими специалистами считается переходной религией от язычества к монотеизму.
- Нас, свидетель, интересует, - спросил суд, - что говорит ваша вера о происхождении добра и зла … особенно – зла … А, также - есть ли в вашей вере источник абсолютного добра и абсолютного зла?
- Верховным божеством, создателем всего, в том числе и человека, является добрый Ахура-Мазда, он источник и Абсолют добра. Второй – властелин зла и его Абсолют, Ахриман (Ариман). Появился он толи, как брат-близнец Ахуры-Мазды, толи как побочный элемент первого его творения. Ахриман создал свой мир, мир зла. Он способен внедрять зло в создания Ахуры-Мазды. Человек же наделён Ахура-Маздой свободной волей и волен выбирать, к кому присоединиться: к силам добра и света или силам зла и тьмы. Но, благой, благородный человек всегда избирает сторону Ахуры-Мазды и становится его активным помощником в деле борьбы со злом. В конце концов зло будет побеждено и человечество, пройдя очищающий огонь, избавится от зла в себе. ...А, как должен поступать праведный человек, даётся в заповедях религии. ... Согласитесь, благородная и дающая надежду вера у нас!?
Суд начал совещаться.
«Да, вера интересная, хорошая …Но, остаётся неясным … Если зло будет в конце концов побеждено, то значит – без него мир может существовать, и тогда … почему, из-за чего оно появилось изначально, кто или что является первопричиной появления зла? Не понятна причина появления Ахримана, и кто допустил его появление. У нас пока - единственный подозреваемый - Бог-Создатель ВСЕГО – Ахура-Мазда.
Но, заметим … так как цель человека – помощь Ахуре-Мазде в добрых делах, значит Ахура-Мазда не всемогущ, совсем не всемогущ, и не премудр, коль нуждается в таком слабом помощнике, как человек. Значит он запросто мог в своих творениях как-то ошибиться и тем самым породить зло.
Если это так, то, скорее всего, преступление его было неумышленным, по неосторожности или небрежности, незнанию, или по излишней самоуверенности. Это смягчает его вину, но не устраняет. Коли не можешь творить, как следует, действительно по-доброму, то не твори. Или твори только по согласованию с соответствующими органами. Органов тогда не было? Ну, так сотворил бы их в первую очередь! И вопросов к нему тогда бы не было».
Вот, появляется целая группа новых свидетелей. Это – т.н. «религии прямого опыта» (индуизм, даосизм, буддизм), а также - конфуцианство.
ИНДУИЗМ ввалился в суд разноголосой толпой чуть-ли не сотней разных своих направлений, и, перекрикивая друг друга, стала толпа что-то выкликать про своих богов, спорить, кто главнее, кто сильнее … Трудно разобраться с такими противоречивыми свидетелями. Понятно одно, что у них примерно картина такая же, как в классическом язычестве. Боги и мотивы их поступков примерно схожи с людскими, бывает делают доброе, бывает – злое. Но, есть, вроде бы у них и злые боги или демоны.
Ага! Вот протолкались вперёд и заговорили представители большого направления вайшнавизм, по имени их верховного бога Вишну.
- Мы только хотим сказать, уважаемый суд, что наш бог Вишну – самый главный и самый важный из всех индийских богов. Почему именно Вишну? А, потому, что все другие боги есть всего лишь аватары Вишну. Аватара есть проявления одной личности бога в другой личности. Аватара поэтому является одновременно двумя и более личностями, не противоречащими друг другу. А, то, что другие представители спорят и не соглашаются с этим, то ты их не слушай, они заблуждаются. Мы – ни какие-то там варвары-язычники, как говорят о нас в религиях одного бога. По сути, вайшнавизм – разновидность монотеизма, веры в единственного бога.
Суд начал совещаться, обсуждая показания вайшнавитов.
«Итак, либо зло появилось само по себе до Вишну или одновременно с ним ... либо сам Вишну как создатель ВСЕГО также создал зло».
Ага, вот все представители начали рассказывать про реинкарнацию - воплощение души умершего человека в другое тело, про санса̀ру – бесконечный кругооборот душ с бесконечным множеством реинкарнаций.
«Вот чудно!? Они считают злом эту сансару, и их самое сокровенное желание – разорвать её бесконечный бег, перейти в странное бесчувственное, но почему-то блаженное состояние покоя, называемое нирва̀ной, и слиться с неким богом-Абсолютом, который вроде даже, как и не бог, потому что он безличностен, и этим слиянием прекратить своё личностное состояние. …Вот это да! … Они считают злом свою личностную жизнь?! Прямо так и не скажешь, глядя на всех этих индусов, жизнерадостных, и совсем не унылых, хотя жизнь многих из них и не легка. Взяли бы, да и покончили все разом со своими жизнями! «Ээээ, неет, - говорят, - нельзя. Сансара не прервётся, а карма ухудшится, и следующая жизнь твоя ухудшится, можешь даже в животное превратиться». Карма у них это вроде, как рейтинг что ли, число баллов, в зависимости от которого меняется твоя будущая жизнь.
Нет, ничего не понятно и вытянуть, откуда появилось зло, ну никак здесь не представляется возможным. Определённо, мы их не понимаем … правда, они нас тоже не понимают, кажется … Но, всё-таки – верховный бог Вишну у нас здесь в подозрении; назвался груздем, как говорится …»
Даосизм, буддизм и конфуцианство родились примерно в одно и тоже время: 500 – 600 лет до нашей эры. Даосизм – религия древнего Китая, его основоположник Лао-Цзы. Конфуцианство - это тоже китайское явление, названное по имени своего создателя, мудреца Конфуция. Буддизм родился в Индии, и его основатель - принц Гаутама, названный впоследствии Буддой (просветлённым). Поскольку буддизм взял много от индуизма (идею реинкарнации, сансары, нирваны) имеет смысл теперь допросить буддизм.
БУДДИЗМ представлял полноватый, казавшийся флегматичным, индиец совершенного возраста.
-Что говорит ваша вера о природе зла? И кто является источником и виновником зла?
- Зло есть страдание людей, и вся их жизнь есть череда страданий. И никто, кроме людей не виноват в этих страданиях …
«Ага, у нас – новый подозреваемый – сам человек …»
- Неразумные человеческие чувственные желания, - продолжил свидетель, - не понимание истинных ценностей жизни, не правильные представления о жизни и смерти – всё это ведёт к страданиям. – Говоря, свидетель начинал тихо раскачиваться и перебирал чётки. - Но, Будда на собственном опыте смог убедиться, что это поправимо, что человек может избавиться от страданий уже в этой жизни путём разумных самоограничений и медитации. Нет никакой такой сущности в виде бессмертной души (по-нашему, по-индийски - атман), а есть – сознание … И, нет никаких бессмертных богов (той же духовной сущности, как и мнимая душа). Есть только человек и его сознание. Поэтому, нельзя в вопросе устранения зла, страданий рассчитывать на помощь богов. Их просто нет. Только человек сам сможет помочь себе. И, как помочь – знает Будда.
- Ну, что же … в этих показаниях есть рациональное зерно, как кажется, - ответил суд. - Пускай не душа, а сознание … Мы готовы допустить… По-нашему, это всего лишь спор о терминах, а на самом деле никто толком и не скажет, что есть душа, и, что есть сознание. Но, всё же … раз человек может быть без страдания, то, возможно, он когда-то и был без страданий? … Или, если даже и был всегда со страданием … То, по какой причине они эти страдания в нём оказались? Кто или что есть виновник первых страданий?
- Вы хотите от буддизма невозможного, - слышим мы в ответ. - Тьма времён прошла с появления человека, и никто знать не может, как оно было. Каждую минуту создаются и гибнут множество миров, и когда был создан наш мир, и когда погибнет – никто знать не может. Мы не можем задумываться над абстрактными вопросами, наша цель – помощь людям здесь и сейчас. Мы не знаем, когда и как появилось первое страдание и знать не хотим.
- Понятно.
ДАОСИЗМ представлял пожилой, но шустрый китаец, с большой лысиной и узкими хитрыми глазами.
Опять спрашиваем:
- Откуда зло появилось?
- Источником всего в этом мире является божественное Дао …
- Дао, это кто или что?
- Это никто, и ничто … По-вашему, Дао - это всеобщий премудрый закон природы.
- Значит, это Дао создал … или создало зло?! Так?
- Зачем так упрощать? …Одним из мудрых, непременных и неотменных законов Дао является то, что всякая сущность имеет свою противоположность … От этого никуда не деться. День имеет свою противоположность – ночь, земля – воздух, влага – сушь … и так далее … Добро имеет своею противоположностью зло. Вы что, про инь-янь не слышали?
- Слышали, слышали, но с вами китайцами просто так не разберёшься … Выходит, не было бы добра, не было бы и зла? … Хм, вообще-то разумно … Значит, виноват Дао, а с него не спросишь особо. Ну, хорошо, а как со злом бороться?
- А, зачем? Ведь у Дао есть ещё один закон, что противоположности должны уравновешивать друг друга. Если ты где-то сделаешь добро, то немедленно здесь же или в другом каком месте образуется равное сделанному добру зло. …Дао – премудро … Дао – сама Истина … Дао совершенно, и самое лучшее - отдаться течению Дао и ничего не делать, не возмущать его зеркальную гладь. Ведь человек по своему незнанию и ничтожеству не знает Дао и любое его действие представляет отход от Дао, отход от Истины. У нас даже доктрина такая была – «неделания» …
- Дааа, - хохотнул со скамьи свидетелей Буддизм, - когда вы, даосы, в давние времена пришли к власти на пару столетий, Китай превратился с вашей доктриной «неделания» в место непрерывного зла. Наконец-то вам дали пинка и загнали в монастыри, чтобы вы там далеко не высовывались.
- Что за разговоры с места, свидетель? Вы уже высказались. Суд закрывает сегодняшнее заседание. О дате и времени следующего заседания суд сообщит позднее. Следующими свидетелями выступят представители конфуцианства, догматических религий (иудаизма, христианства и ислама), представитель гностического учения, ну и представители современного философского знания.
Читателю же, заинтересовавшемуся нашим расследованием, которому не хочется ждать следующего заседания суда, Клуб читателей С.Рокова (КЧР) рекомендует философско-религиозные книги С. Рокова "В каком народе Истина" https://ridero.ru/books/v_kakom_narode_istina/ и "Мы станем богами и Богом" https://ridero.ru/books/my_stanem_bogami_i_bogom/ . Книги более подробно раскрывают исследуемую тему, а также содержат другие интересные темы.