Найти тему
Ключ

Молодому учителю посвящаю...

Если ты это читаешь, значит ты учишься в педагогическом учебном заведении или начинаешь работать в школе.

Этот материал для тебя, если ты хочешь знать о профессии учителя «изнутри», от коллеги, имеющего большой педагогический стаж и очень любящего своё дело.

Я хотела бы начать наш с тобой разговор, мой молодой коллега, с одного, казалось бы простого вопроса : «Для чего, с какой целью ты выбрал эту профессию?»

Недавно в интернете я наткнулась на интервью одного известного журналиста, который утверждал, что в педвузы поступают «неудачники, не набравшие баллов в другие, более престижные вузы». Под этим роликом было много гневных комментариев коллег, всеми силами пытающихся опровергнуть это высказывание и доказать обратное.

Изначально в моей душе тоже возникло негодование: «Как так? Зачем? Я знаю огромное количество примеров, доказывающих обратное». Но, как человек, привыкший анализировать любую ситуацию, и только потом делать выводы, я решила успокоиться и взглянуть на этот ролик с разных точек зрения.

С точки зрения опытного учителя - неправда, с точки зрения родителей - что-то в этом есть, с точки зрения учеников, часть из которых имеет проблемы с учёбой - «...ну, есть такое…», а с точки зрения молодых учителей и студентов педвузов…. Это вопрос к тебе. Как думаешь ТЫ?

Я полагаю, ты можешь частично согласиться с автором ролика, потому что такие ребята, действительно есть, и в педагогике они – случайные люди, и в школе они, как правило, не задерживаются, а если и задерживаются, то на горе себе и всем вокруг.

А бывает наоборот, человек и не помышлял о профессии учителя, случайно подал документы, и в процессе учебы и работы понял, « это моё»…

Как «бывалый» коллега я могу сказать, что ты не станешь миллионером, не станешь «успешным человеком» с точки зрения «общества потребления». У тебя будет мало свободного времени и масса документации, ты должен будешь научиться «держать покер фэйс» в любых ситуациях, на какие бы эмоции тебя не провоцировали, ты будешь публичным человеком, а значит твоё поведение в общественных местах и профиль в соцсетях будут регулярно отслеживаться родителями и учениками…

Ну вот, скажут коллеги, последних распугаешь… и так работать некому…

Да нет, мои дорогие, я не пугаю, я изначально оговариваю условия, чтобы не было неприятных неожиданностей, разбитых судеб и слез разочарования профессией.

Да, твоя жизнь, мой молодой коллега, будет отличаться от жизни обычных людей, не имеющих отношение к школе. Но, у этой медали есть и другая сторона, потому что у тебя будет то, чего нет у обычных людей.

У тебя будут юные сердца, ещё чистые, незамутнённые проблемами взрослой жизни, с которыми ты сам будешь становиться чище. У тебя будут детские глаза, способные поражать светом искренности, и ты сам станешь искреннее… В твоих руках будут детские души, очень нежные и ранимые, осознав хрупкость которых ты поймешь, какая огромная ответственность лежит на тебе, ведь то, как они будут развиваться, какой путь выберут в дальнейшем - во многом зависит от тебя.

Оглядываясь назад, вспоминая свой путь в профессии, я могу сказать, что это дорогого стоит. За все годы работы в школе я четырежды выпускала классы, отправляла своих птенцов в большую жизнь. Каждый раз это даётся нелегко, потому что ты прикипаешь душой к каждому из них, тебя с ними связывают «радости и трудности», «ссоры и примирения», «их секреты и твои советы», в общем, как в любой семье. Ведь школа-это дом, второй дом ребёнка, где он, подчас, проводит больше времени, чем с родителями. Поэтому, статус твой будет «вторая мама или папа».

Учительство-это не профессия, это состояние души, которая или способна вести за собой , или нет, и тогда не стоит мучать себя и других.

На мой взгляд, отбор в педагогические ВУЗы должен быть строже, и должен включать в себя помимо экзаменов на знание профильных предметов, психологическое тестирование, которое сразу покажет наличие или отсутствие профпригодности, ведь воспитание детей - ответственнейшая миссия, пожалуй, одна из самых ответственных на земле, нельзя доверять её случайным людям. И что-то подобное клятве Гиппократа бы ввести, и о заповеди главной помнить: «Не навреди»…

На моей памяти есть масса примеров учителей, которые отлично знали свой предмет, но не могли взаимодействовать с детьми и родителями. Часто они, покинув школу, становились отличными репетиторами. Только речь не об этом, индивидуальное обучение и работа с классом –разные вещи. Я нисколько не умаляю роль репетиторства в образовании, я о том, что для работы с детским коллективом необходимо обладать или развивать в себе определённые качества, такие как умение "держать" аудиторию, способность сохранять дисциплину во время урока, доброжелательность и милосердие, строгость и пунктуальность, коммуникабельность и умение молчать в ситуациях, которые не требуют твоих комментариев, умение анализировать ситуацию и не делать поспешных выводов…

А самое главное,- любить то, что ты делаешь.

Итак, мой юный коллега, ты уже готов ответить себе на вопрос, который я задала тебе в начале?