В Золотой Орде в соответствии с «Ясой», законом Чингисхана, действовала широкая веротерпимость. Во время археологических раскопок на местах существования золотоордынских городов находят много предметов, связанных с религиозными практиками населения государства. Это и амулетницы, в которые помещались изречения из Корана, и разнообразные кресты, и коробочки, предназначенные для хранения реликвий, и иконки, и подвески-амулеты, в том числе выполненные из челюстей животных. Одними из интересных оберегов являются онгоны – фигурки-человечки, связанные с представлением монголов о душе-двойнике человека.
В 2011 году в Азове археологи в составе золотоордынского клада XIV века нашли один из таких оберегов. Он был сломан, однако, повреждения фигурки, вероятнее всего, были вызваны не временем, а особым ритуалом...
Онгоны распространены в духовной культуре не только монгольских, но и тюркских народов. Они символизировали собой дух предка семьи или рода и являлись его культовым изображением. Также они считались вместилищем духов умерших предков. Изображались они в виде тотемных животных, птиц, деревьев, или иконического знака духа, божества. Изготавливали их из дерева, шерсти, меха, кожи, войлока, металла и ткани.
Считалось, что душа человека после его смерти перемещается в родовое дерево, затем в образе птицы достигает «верхнего мира». По поверьям, онгоны оказывали помощь роду в случае опасности, указывали дорогу, помогали добывать огонь. Появление онгона (птицы в небе или животного на земле) перед началом мероприятий, во время боевых походов и сражений считалось благоприятным знаком. Различали онгоны мужские и женские, родовые и семейные, скотоводческие, кузнечные и другие.
В средневековых текстах встречаются интересные упоминания об использовании этих оберегов. Так, при произнесении некоторых клятв онгоны бросали в сосуд с питьем, из которого пили при произнесении клятвы. Перед тем как бросить онгон его повреждали и во время произнесения клятвы, в ней была фраза следующего характера: «Если я тебя предам или подведу, то пусть со мной будет тоже, что и с этой фигуркой».
Иллюстрацией такого действа служат археологические находки в Азаке (прежнее название Азова). Там был обнаружен сосуд для питья, внутри которого находились два поврежденных онгона. Сейчас их можно увидеть воочию неподалеку от места находки - в коллекции Азовского историко-археологического и палеонтологического музея.