Дорогие друзья! Мы продолжаем публиковать статьи Натальи Анатольевны Ерофеевой - историка-востоковеда, члена Ассоциации японоведов и общества «Россия-Япония», преподавателя японского языка, переводчика. Наталья Анатольевна автор и руководитель рабочей группы проекта «Путь святителя Николая Японского: от Берёзы до сакуры».
Сегодня предлагаем вашему вниманию продолжение статьи "Образная память как инструмент воспитания на уроках".
Начало статьи можно прочитать здесь: https://zen.yandex.ru/media/japandolls/obraznaia-pamiat-kak-instrument-vospitaniia-na-urokah-5dada81535ca3100af455001
Теперь о процессе воспитания
Используем такой же подход: подбираем сложное явление или понятие и обыгрываем его на ярких графических, слуховых и других образах. Проблема состоит только в актуальности выбранного понятия и точности созданного нами образа. Если в лингвистических вопросах мы рисковали, в крайнем случае, фонетической или грамматической неточностью, то здесь речь может идти об ошибках в мировоззрении учащихся, а их у нас и так предостаточно. Неправильные образы могут служить не средством воспитания, а наоборот — способствовать растлению молодежи. Это нам активно демонстрируют реклама и средства массовой информации.
Так что же такое воспитание и как оно связано с образованием? Остановимся подробнее на этом самом важном с точки зрения русской педагогики вопросе.
Воспитание внутреннего человека
Образование в дореволюционной России начиналось с нравственного воспитания: образования ума, чувства и воли. Образование ума — это умение различать добро и зло, истину и ложь. Надо воспитать и образовать ум для выбора, насаждать правильные понятия и определения. Если понятия правильные, то состоится и правильный выбор. Неправильный выбор — неправильная жизнь, правильная мысль — правильное действие. «Пять» по поведению ставили только за благородный образ мыслей. Правильный образ мыслей формировал цельное нравственное мировоззрение, а следовательно, правильные решения. Сейчас очень часто зло принимается за добро и наоборот. Важная часть воспитания ума — устранение недостатков (гордыни, невнимательности, рассеянности и т.д.). Работа с воображением и развитие памяти также входили в воспитание ума.
Воспитание чувств — умение владеть чувствами. Разум должен возобладать над чувствами. Приказать чувствам может только сам человек. Другие люди могут приказать делу, а чувству — только посоветовать. Сначала надо успокоить внутренние чувства ученика. Внутренняя тишина — исполнение нравственных законов. Язык — средство описания мира, он может сформировать чувства. Нужно развивать сердце. Правильные действия будут только тогда, когда ум войдет в сердце. В октябре 2011 г. в информационном отделе посольства Японии была прочитана лекция о японском этикете. Лектор рассказывала о японских поклонах, правиле рассадки за столом, чайной церемонии. Она тщательно объясняла угол наклона при поклоне и расположение предметов на столе, но при этом постоянно повторяла, что главное — ハート — «сердце». Вышедшая в 2008 г. книга одного из старейших российских востоковедов Т.П. Григорьевой называется «Япония: путь сердца» [4].
Воспитание воли — желание добра и отвращение от зла. Заставлять себя делать добро и уклоняться от зла. Чтобы укрепить волю, надо слышать и слушать голос совести. Не послушал раз, второй, и совесть стало все меньше слышно. Думаю, что в целом занятия японским языком укрепляют волю учащихся, так как требуют от них усердия и трудолюбия. Зачастую приходится пожертвовать развлечениями, чтобы выучить иероглифы и сделать другие домашние задания, в то время как сверстники отдыхают. Именно своеобразие и сложность японского языка породили многие положительные черты японского характера — усидчивость, терпение, внимание и т.д.
В русской педагогике работа с внутренним человеком стояла на первом месте, а наука имела прикладное значение. Объектом работы преподавателя был сам человек. Цель педагога — сделать ученика лучше. Ум, воля, чувства помогают учебе. Если у человека воспитан ум, чувство и воля, то наукам учиться легко.
4. Григорьева Т.П. Япония путь сердца. — М.: Культурный центр «Новый акрополь», 2008.
Н.А. Ерофеева, Ассоциация преподавателей японского языка РФ и стран СНГ, г. Москва E-mail: natashiko-san@yandex.ru
Каждый - и взрослый и ребенок, найдет на нашей выставке много интересного для себя.
До встречи на выставке "Япония. Куклы, сказки и легенды". По всем вопросам звоните по телефонам 8-910-452-6286. Купить билеты можно здесь: https://vystavka-yaponiya-kukly-s.timepad.ru/
Если вам нравится японский фольклор, японская литература и японская культура - подписывайтесь на наш канал на Яндекс Дзен, https://zen.yandex.ru/japandolls
Делитесь нашими материалами в соцсетях - справа есть кнопка "Поделиться" , комментируйте и ставьте "Палец вверх" ! Вам это труда не составит, но нам будет очень приятно, а также поможет развивать канал.