Песню композитора Вано Мурадели «Бухенвальдский набат» знал каждый советский пионер. Ещё бы, словно пронзительный набат, мощный и призывный, возвышая душу и наполняя сердце, неслась она по необъятным просторам страны Советов.
Знали её не только в СССР, песня, ставшая гимном борьбы народов за мир, обрела известность на всей планете. И вот странность, первое время, когда её объявляли со сцены или публиковали в печатных изданиях страны, указывался только автор музыки. Об авторе же слов -- ни слова....
Видимо, предполагалось, что слова народные). А автор был, но странным образом замалчивался.... Почему?
История написания песни
Автор песни Александр Владимирович Соболев, при рождении Исаак, родился в 1915 году в простой еврейской семье в Украине. С детства писал стихи, потом пошёл на завод слесарем, литературное объединение, первые публикации, работа в заводской газете.
В 1958 году, отдыхая в Подмосковье, услышал по радио как жители ГДР на собранные народные деньги на месте концлагеря "Бухенвальд" возвели башню. Увенчанная колоколом, напоминающая людям земли о жертвах фашизма. Соболев тут же под впечатлением услышанного, за два часа написал стихотворение «Бухенвальдский набат».
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь, и восстали вновь! ...
Мороз по коже, неправда ли? Ниже приведу видео с исполнением песни Муслимом Магомаевым.
Соболев, будучи фронтовиком, инвалидом, знавший о войне не по наслышке, тут же отнес стихи в «Правду». Но увы, их не приняли, ничего не объяснив, перечеркнутыми вернули автору...
Тогда он понёс их в "Труд" -- менее принципиальную газету, где достойные стихи были приняты, напечатаны и даже рекомендованы к сочинению на них песни.
Вано Мурадели с радостью взялся за написание музыки.
Композитор позвонил автору строк и сказал:
«Пишу музыку и плачу... Какие стихи!»
И песня-гимн обрела жизнь. Но вот зазвучать ей не удалось. Так на Всесоюзном радио «мягко упрекнули» автора за нетребовательность к тексту, и даже наложили резолюцию:
«Это же не стихи, а мракобесие...» Лев Ошанин
И если бы не приближающийся фестиваль молодёжи и студентов в Вене, где она была впервые исполнена хором студентов Уральского университета, вряд ли бы ей дали жить. Но песня с триумфом покорила просторы земли, её перевели практически на все языки, и участники фестиваля разнесли по всему миру.
На родине, песня зазвучала позже, была исполнена в документальном фильме «Весенний ветер над Веной». Потом её включил в свой репертуар "Ансамбль песни и пляски Советской Армии Александрова".
Песня шествовала по миру без автора строк. Кто-то сверху не давал добро на её жизнь, козни правящей элиты.Не могли простиь излюшнюю иниативность Соболева, что не стал кланяться, просить, а через голову обрел известность. Возможно, сказались еврейские корни автора слов.
Имевшего широкие известность и признание, композитора В. Мурадели трогать не посмели. Всю свою злость за лишнюю инициативность ее создателей чиновники выместили на авторе. Соболеву стали поступать звонки, в которых анонимные лица прямо заявляли: «Мы тебя прозевали, но голову поднять не дадим!».
Имя автора негласно запрещалось указывать при исполнении песни и публикации ее текста, указывался только композитор. Песня выдвигалась на Ленинскую премию, но был дан отказ. Многие советские люди так и считали, что автор популярной песни неизвестен.
Так писатель Константин Федин писал: «Я не знаю автора стихов, не знаю других его произведений, но за один «Бухенвальдский набат» я бы поставил ему памятник при жизни».
Ещё как причина, в том, что Александр Владимирович не писал хвалебных од в адрес КПСС, без страха указывал на недостатки жизни и страны, за что и поплатился. Возможно, его непримиримый характер, непоколебимость во взглядах и мнении, высокая принципиальность... Таких людей не любили никогда.
Автор жил, не получив ни признания за всемирно-известные стихи, ни рубля гонорара, хотя тираж пластинок превысил 9 млн. штук.
Ни одного интервью, ни одной встречи, никто из журналистов ни разу не побеседовал с ним по телефону. Хотя песню пели в каждом дворе, она слышалась из каждого окна.
Даже после смерти Александра Владимировича 6 сентября 1986 года, внимание, Гласность и Перестройка Горбачёвская в действии!!! вдова не смогла восстановить справедливости. Ей ВЕЗДЕ и ВСЕ отказывали.
На собственные средства и с поддержкой Еврейской культурной ассоциации она издала единственную книгу стихов мужа, которая так и называется «Бухенвальдский набат».... чуть позже вышла книга «В опале честный иудей...»
И только в 1997 году в "Огоньке" из статьи Марины Катыс «Кто сочинил „Бухенвальдский набат“?» страна наконец-то узнала имя автора стихов. Горько и непростительно обидно...
P.S: Судя по комментариям, статья воспринята неоднозначно, как часто бывает при массовом охвате.
У каждого своё мнение. Не надо винить автора в подмене и натянутости фактов. Эту историю я услышала от Виктора Татарского, ведущего "Встречи с песней" . Я не думаю, что этот уважаемый человек будет искажать действительность. И я не знала ничего про Соболева, хотя девочкой песню пела в хоре. И упоминали тогда только имя Вано Мурадели. ТАК БЫЛО!!!
Стихи Соболева с указанием авторства были опубликованы в "Труде", значит люди знали его имя. Разные издания, кто не считал нужным скрывать факта, возможно, указывали его фамилию. А позже, когда песню исполнили Г. Отс и М. Магомаев авторство стали указывать на пластинках. Поэтому кому-то из людей, ныне живущих, в этой истории всё давно известно.... Я рада за них. Ещё раз послушайте великую песню!
И, прежде чем отвергать изложенное, почитайте воспоминания вдовы поэта Татьяны Соболевой "В опале честный иудей" в свободном доступе: http://booksonline.com.ua
"Бухенвальдский набат" в мощном исполнении легендарного Муслима Магомаева. Послушайте, люди, пожалуйста....
Ещё одна просьба к читателям старшего поколения, любителям музыки, песенного искусства, оперы. Возможно кто из вас знал Роберта Кима, который исполнял эту песню в конце 50-ых, начале 60-ых со сцены народной оперы ДК железнодорожников города Свердловска ( Екатеринбурга).
Его сестра Светлана Ким ищет тех, кто знал брата и записи его исполнений тех лет. Пишите сюда в комментариях или через мессенджер. Заранее благодарны!