После открытий на плато Укок это была самая крупная удача российских ученых, изучающих жизнь и быт скифов. Умышленно не пишу археологов, потому что сейчас над раскопками работают целые научные группы, состоящие из археологов, геофизиков, генетиков, дендрохронологов и геологов. В 2006 году на Южном Алтае, на границе России и Монголии было найдено уникальное захоронение скифского воина в меховой шубе.
Курган Олон Курин-Гол-10 находится на Алтае, это южный склон Сайлюгемского хребта, находящийся на территории Монголии. В 2006 году совместной российско-монгольcко-германской экспедиции наконец улыбнулась удача, хотя предыдущие 2 полевых сезона раскопок в той местности были провальными.
Этот курган вскрывали последним из трех, намеченных на сезон, оставалось несколько дней до окончания экспедиции и ученые не могли поверить своим глазам, когда увидели нетронутый лиственничный сруб, на накате которого покоились останки двух лошадей.
Нетронутое захоронение! Многие курганы были разграблены еще в древности и ученым оставались лишь обломки предметов и иногда фрагменты костей - а здесь, первозданная могила.
Когда открыли саму погребальную камеру, то просто остолбенели - льда почти не было, только самое дно могилы представляло собой ледяную линзу. Скифский воин, как и принято в пазырыкской культуре, лежал на правом боку с подогнутыми ногами.
Но ученых поразила сохранность окружавших его предметов. Прежде всего одежда. На останках отлично сохранилась богатая меховая шуба. Верхняя ее часть была выполнена из собольего меха, а нижняя - из белки и овчины.
Позже, после реконструкции одежды, ученые сделают вывод, то в оригинале она была довольно нарядной, верхняя часть с соболем, имеющим светлый подшерсток и темные кончики волосков, наружная часть спинки из серого беличьего меха. Здесь же, на спине располагался геометрический орнамент из окрашенных конских и оленьих волос. Шуба была двухсторонней, внутренний мех - темная овчина, по краю обшитая голубой шерстяной нитью.
Шуба подпоясывалась кожаным ремнем (не сохранился) с деревянными пряжками, которые частично уцелели.
А еще одной оригинальной деталью гардероба покойного скифа были белые войлочные сапоги с красной полосой. Вообще скифы использовали для валяния не только и не столько овчину, которую брали от диких животных, а шесть диких оленей, лося и даже волосы лошади.
В сапоги заправлялись шерстяные шаровары.
Также рядом лежала двухцветная войлочная остроконечная шапочка с деревянными бомбошками и войлочный колчан. На поясе была закреплена маленькая круглая кожаная сумочка с медным зеркалом, а рядом гребень. На шее висела деревянная гривна, по скифскому обычаю обернутая в золотую фольгу.
Череп погребенного мужчины был сильно разрушен, поэтому трудно реконструировать его внешность. Но он имел светлые рыжие прямые волосы и длинную челку, остальные волосы были пострижены, что называется, "под горшок". Рост его составлял около 170 сантиметров, при этом он был хорошо физически развит.
Интересные данные дали исследования германского палеопатолога Михаэля Шульца. Ему удалось установить, что мужчине было около 50 лет, по характерной деформации костей скелета было понятно, что большую часть жизни он провел в седле. Питался довольно однообразно, как и полагается кочевнику - мясо, молоко и молочные продукты, почти не употреблял злаки и растительную пищу, фрукты, на это указывают следы хронического воспаления десен.
Умерший воин в последние годы жизни страдал артрозом, шейный отдел позвоночника был сильно изношен, вероятно в последние годы жизни он испытывал сильные боли, а незадолго до его смерти состояние сильно ухудшилось.
Кстати ученые отметили, что это захоронение, хотя и самое южное, но все же относится к пазырыкской скифской культуре Алтая, датируется оно 280-290 годами до нашей эры.
Выявленный учеными из костных останков вариант ДНК относится к гаплогруппе U5a1. Опираясь на данные последних исследователей-палеогенетиков стало ясно, что современное население Алтая, алтайские казахи и еще ряд других народностей являются носителями 1-2 % генов скифов, найденных в захоронениях Пазырыкской культуры.
При подготовке статьи использованы научные материалы:
"Палеогенетический анализ останков носителей пазырыкской культуры из памятников Олон-Курин-Гол-6 и Олон-Курин-Гол-10 в Северо-Западной Монголии" , авторы Пилипенко А.С., Молодин В.И., Ромащенко А.Г. (Институт цитологии и генетики СО РАН; Институт археологии и этнографии СО РАН)
ВИДОВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ МЕХА ШУБЫ ПАЗЫРЫКЦА ИЗ МОГИЛЬНИКА ОЛОН-КУРИН-ГОЛ-10 (МОНГОЛИЯ) НА ОСНОВЕ МОРФОМЕТРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ВОЛОС* авторов В.И. Молодин, Л.А. Прасолова, М.А. Потапов, В.И. Евсиков, Г. Парцингер, Д. Цэвээндорж