Найти в Дзене
Pro Auto

Как не попасть в занос и как из него выйти, если это произойдет?

Риск попадания в занос многократно увеличивается вместе с увеличением интенсивности осадков и приходом более низких температур в осенне – зимний период. Конечно, современные автомобили оснащены необходимыми системами защиты водителей от таких событий, но иногда даже сверхсовременная электронная противобуксовочная система не в состоянии защитить нас от потери контроля над рулем. Кроме электронных систем безопасности важным элементом защиты от заноса являются зимние шины с глубоким протектором, которые предотвращают налипание снега на протектор зимой, а осенью обеспечивают хороший отвод излишков воды из под колёс. Каждая лужа, или мокрые листья, опавшие с деревьев, могут быть потенциальной причиной скольжения в этот период. Нужно всегда быть начеку – независимо от времени года, опыта за рулем и навыков вождения, приобретённых за многие годы вождения. Существуют, однако, способы, чтобы справиться с такой ситуацией на дороге, и именно этой теме мы хотели бы посвятить сегодня пару следующих
Оглавление
Как не попасть в занос и как из него выйти
Как не попасть в занос и как из него выйти

Риск попадания в занос многократно увеличивается вместе с увеличением интенсивности осадков и приходом более низких температур в осенне – зимний период. Конечно, современные автомобили оснащены необходимыми системами защиты водителей от таких событий, но иногда даже сверхсовременная электронная противобуксовочная система не в состоянии защитить нас от потери контроля над рулем. Кроме электронных систем безопасности важным элементом защиты от заноса являются зимние шины с глубоким протектором, которые предотвращают налипание снега на протектор зимой, а осенью обеспечивают хороший отвод излишков воды из под колёс. Каждая лужа, или мокрые листья, опавшие с деревьев, могут быть потенциальной причиной скольжения в этот период. Нужно всегда быть начеку – независимо от времени года, опыта за рулем и навыков вождения, приобретённых за многие годы вождения. Существуют, однако, способы, чтобы справиться с такой ситуацией на дороге, и именно этой теме мы хотели бы посвятить сегодня пару следующих абзацев.

Как не попасть в занос и как из него выйти
Как не попасть в занос и как из него выйти

Хладнокровный водитель

Во многих случаях, когда водитель попадает в занос, он непроизвольно совершает все те ошибки, которые способны похоронить его шансы на выход из этой опасной ситуации. Иногда это заканчивается «лёгким испугом», однако и нередко это приводит к повреждениям автомобиля, въездам в другое авто, ограждение, дерево, столб, или даже вылетом в кювет. Почему так происходит? Потому что на курсах вождения мы не имеем возможности выработать правильные привычки при заносе автомобиля. Нас этому просто не учат. А ведь в стране, где половину года дорога вол льду, а следующие пол года в воде, навыки контроля автомобиля во время заноса – это залог выживания.

Как не попасть в занос и как из него выйти
Как не попасть в занос и как из него выйти

Причины попадания в занос

Как мы уже выяснили выше, скольжение вызывается очень часто, из-за определенных условий на дороге, связанных с мокрым или заледеневшим покрытием. Причиной заноса может быть также результатом отсутствия регулярной проверки состояния протектора шин, которые через некоторое время эксплуатации могут оказаться слишком сильно изношены, чтобы обеспечить автомобилю сцепление с дорогой, как на трассе, так и в городе. К заносу могут привести, однако, даже в середине лета, следующие действия водителя:

  • слишком высокая скорость в сочетании со слишком резким маневром,
  • резкое, неправильное понижение передачи,
  • слишком крутой вход в поворот (колеса, вывернутые слишком сильно, теряют сцепление с дорогой на крутых поворотах),
  • пятно масла на дороге.
Как не попасть в занос и как из него выйти
Как не попасть в занос и как из него выйти

Занос при повороте

Существует два вида заноса автомобилей, и первый из них, так называемый «крутой вход в поворот». Это относится и к ситуации, когда передние колеса вдруг теряют возможность поворота а, наоборот, скользят вперед, а зад начинает заносить вперёд. Это происходит из-за центробежной силы, которая начинает перемещать авто по прямой против нашей воли, так как ее значение превышает значение импульса (это можно почувствовать, особенно ярко, когда автомобиль быстро входит в очень крутой поворот, именно поэтому перед такими поворотами на дорогах в горах, как правило, устанавливается ограничение скорости, например, до 40 км/ч). Вращение руля в сторону поворота, в этом случае, только усилит эффект заноса, поэтому желая вернуть власть над рулем человек, ведущий автомобиль должен сначала снять ногу с педали газа. Затем, а точнее, одновременно с этим – водитель должен быстро вывернуть руль в противоположном направлении от поворота, и использовать торможение двигателем, переключившись на пониженную передачу, для безопасного гашения центробежной силы и, следовательно, восстановления сцепления колес с дорогой. Если в автомобиле установлена система ABS, то это значительно упростит задачу. Оговорюсь, что такая схема выхода из заноса справедлива только к автомобилям с задним приводом и механической коробкой передач.

Как не попасть в занос и как из него выйти
Как не попасть в занос и как из него выйти

Избыточное скольжение

Этот тип заноса характерен для автомобилей, с задним приводом. Это может случиться, если на сколькой дороге резко повернусь руль, при этом центр тяжести переносится на переднюю часть автомобиля и он перестаёт слушаться руля (особенно, когда авто едет очень быстро, или поверхность дороги очень скользкая). Резкая смена полосы движения также может быть причиной заноса, поэтому на курсах будущих водителей учат, чтобы они делали это постепенно, плавно въезжая на нужную траекторию движения. Однако и с этим видом заноса можно справиться при помощи торможения двигателем и поворотом руля в сторону заноса задней части автомобиля.