Найти в Дзене
Iron Analitika

"Электроцинк" - год спустя

На следующий день после пожара руководство завода заявило о планах по восстановлению цеха с последующим возобновлением работы предприятия. В ответ на случившееся на площадь вышли сотни протестующих жителей Владикавказа, потребовавших закрыть «металлургический монстр». К митингующим вышел Глава РСО-Алания Вячеслав Битаров. Он призвал решить вопрос «Электроцинка» в рамках правового поля, рассмотрев его на ближайшем заседании Парламента республики. 25 октября депутаты единогласно проголосовали за прекращение деятельности «Электроцинка» на территории Владикавказа. Чуть позже в правительстве была создана комиссия по рассмотрению вопросов дальнейшей деятельности «Электроцинка».

В декабре Вячеслав Битаров заявил о договоренности с президентом УГМК Искандаром Махмудовым о прекращении деятельности «Электроцинка» и консервации производства. Это известие с воодушевлением было воспринято населением. Кроме того, Битарову удалось договориться о безвозмездной передаче республике социальных объектов предприятия.

Закрытие крупнейшего в регионе предприятия, относящегося к 1 классу опасности, безусловно, способствовало улучшению экологической обстановки во Владикавказе, о чем было доложено на одном из заседаний комиссии. Вместе с тем в повестку был вынесен ряд проблем, связанных с остановкой завода. В первую очередь это снижение налоговых поступлений в республиканский бюджет и потеря около 2 тысяч рабочих мест. И если с потерей налогов в республике удалось справиться за счет расширения налогооблагаемой базы, то проблема трудоустройства работников встала довольно остро. С 31 мая «Электроцинк» сократил 1128 своих работников. В сентябре они получили последнюю выплату в размере среднемесячной зарплаты и теперь в течение полугода будут получать выплаты по безработице. Для решения проблемы в правительстве была создана рабочая группа во главе с Русланбеком Икаевым.

-2

Глава республики призвал депутатов парламента и бизнес-сообщество не оставаться в стороне от проблемы. Тем более, что многие депутаты ранее заверяли о готовности предоставить сотни, и даже тысячи рабочих мест. Так, в эфире телеканала «Осетия-Ирыстон» бывший парламентарий - «справедливоросс» Мадина Гуриева озвучила цифру «порядка 6-7 тысяч рабочих мест», которые готовы предоставить бизнесмены Роберт Кочиев (депутат от КПРФ) и Аслан Гутнов (зампредседателя Парламента). «Рабочие места найдутся всем»,- сказала тогда Гуриева. Выразил готовность «лично оказать помощь в поиске работы сотрудникам «Электроцинка» и неоднократно высказывавшийся против «Электроцинка» депутат от «Патриотов России» Дзамболат Тедеев.

Также прозвучало намерение предприятия «Заря Осетии», открывшей производство на территории «Бинома», трудоустроить до 1500 работников завода, правда, позже последовала оговорка «при условии, если УГМК разместит там свои заказы».

К слову, не на словах, а на деле активную позицию продемонстрировала группа предпринимателей Северной Осетии, которая организовала для бывших «электроцинковцев» ярмарку вакансий, предложив в совокупности более 500 вакансий от 60 работодателей. И хотя большая часть вакансий не устроила приглашенных в части размера заработной платы и отсутствия социального пакета, тем не менее, около 250 работников было трудоустроено, в том числе временно. Сегодня, спустя год, по информации комитета занятости, всего из состоявших на учете в центре занятости республики официально трудоустроены только 18 бывших работников завода.

С учетом того, что бывшие работники «Электроцинка» имеют более 200 банковских кредитов на сумму около 100 млн рублей, а также ссуды и квартиры в рассрочку от самого предприятия на общую сумму около 60 млн. рублей, их положение остается непростым. В этой ситуации ожидаемо зреет недовольство людей, которые наверняка захотят задать вопросы парламентариям республики, своим решением фактически лишивших их рабочих мест и так не сумевших предложить ничего взамен. По крайней мере, ни о каких 6-7 тысячах трудоустроенных данных нет. Как нет и консолидированной позиции парламента по этой проблеме. Ее замалчиванием, по-видимому, народные избранники пытаются снять с себя ответственность за судьбы сограждан.

Кроме того, следствие все еще не обнародовало полную картину случившегося 21 октября 2018 года на «Электроцинке». Со слов представителя СК республики Тамерлана Дзодзиева известно лишь, что пожар в электролитном цехе завода возник в результате поджога. Это так называемая техническая причина.

Неизвестной остается и позиция владельцев завода по его дальнейшей судьбе. Юридически предприятие теперь зарегистрировано в Свердловской области, с его территории продолжается отгрузка клинкера, что дает надежду на избавление республики от многолетних отвалов, но все еще непонятна перспектива площадки завода, его мощностей.

Какой выход возможен в сложившихся обстоятельствах? Нам их представляется два: 1) выполнение депутатами Парламента своих обещаний по трудоустройству; 2) достижение принципиального решения о возможности перепрофилирования или создания нового высокотехнологичного, экологически безопасного производства, и, соответственно, рабочих мест.

Но, судя по всему, до выяснения всех обстоятельств произошедшего, говорить о каких-либо перспективах сотрудничества не приходится.