Всем привет, с вами Арт Шкипер и канал "ВоП"!
Сегодня мы поговорим с вами на кулинарно-маркетинговую тему, в которой любителям сухариков (которые покупали их в тех самых железных ларьках за копейки) дадим возможность смахнуть скупую слезу ностальгии.
Уже на протяжении 20 лет сухарики пользуются невероятным спросом среди любителей похрустеть с бокалом светлого и школьников, экономящих на школьных завтраках. Культ сухарей в общеобразовательных учреждениях достиг пика во второй половине нулевых и сохраняет устойчивую тенденцию по сей день.
Тему "ржаного безумия" - любви российских школьников и взрослых к сухарикам - блогеры разбирали уже неоднократно на самых разных платформах. На наш взгляд, самый качественный обзор на эту тему сделал ютуб-блогер Сыендук - "История сухариков". В частности, в 16-минутном видео рассказано, откуда взялись в продаже эти зажаренные кусочки хлеба с приправами, какие были популярными марки сухарей с конца 90-х по наше время и как они развивались. Ролик можете найти на ютубе по тегу "Ржаное безумие", очень рекомендуем.
Вкратце говоря, сухарики в своем популярном виде были известны и до 90-х годов, однако, продавать их в упаковке с фирменным названием придумали в год девальвации, когда забугорные чипсы и прочие снеки оказались попросту не по карману российским гражданам. Первыми на рынок соленых сухарей вышла марка "Чапаевские", которые стремительно набрали популярность и точно так же её потеряли из-за недостатка финансирования. В итоге, конкуренты, "просёкшие" перспективу рынка, налетели в огромном количестве и забрали себе нишу.
"Три корочки", "Емеля", "Кириешки", "Компашки" и современные «ХрусTeam” - это только наиболее известные марки. Про них уже сделано много обзоров сторонними блогерами. Однако, есть ещё белые пятна в истории сухариков, которые никто толком не разбирал. Ваш автор решил эту ситуацию исправить, и напомнить, какие сухарики можно было найти за стеклом уличных ларьков в Петербурге и Ленинградской области.
Если вы ели данную продукцию в других городах мира, или спешите назвать автора "имбецилом" - ставьте лайк и пишите об этом в комментариях!
Таким образом, вы помогаете многодетному отцу заработать немного денег на сухари детям!..
Итак, что это за сухарики? Начнём с не самого распространенного лота и будем двигаться к топам постепенно.
1. "Золотая корочка".
Такие сухарики продавались не во всех местах. Можно сказать, определенные продавцы отдавали предпочтения конкретным маркам. Кто-то скупал всё подряд у поставщиков, а кто-то нацеленно бил по конкретной продукции. "Золотая корочка" могла быть у одних продавцов, и не быть больше нигде. Но она была. Вкус соответствовал указанному на этикетке - были хорошо промаслены, щедро сдобрены солью, от них хорошо "несло", после чего временно продукция не покупалась. Сейчас вроде как уже не продаётся.
2. "Фишки КП. С ветчиной и петрушкой".
Особенностью "сухариковой" продукции начала нулевых было то, что на этикетках, в основном, конкретно указывали их предназначение - к пенному напитку. То есть, если ты был школьником, то покупка сухарей приравнивалась к покупке того же презерватива: то есть, специзделие ты берешь для водяных бомбочек и тебе стыдно, что используешь не по назначению. То же и с сухариками к любимому мужскому напитку - тебе пить его рано, да и не собираешься вроде, а вот купить сухари и съесть их просто так - вроде как неправильно (как купить лапшу быстрого приготовления и съесть всухую).
"Фишки" продавались в разных вариантах, но самым известным был зеленый пакет. Вот он.
Они были в меру солёными, вкус зелени чувствовался явно, более того, какой-то укроп был размельчён в упаковке. Это была одна из самых моих любимых и дешёвых марок - стоила такая пачка меньше рубля.
Сейчас в продаже есть сухарики "Фишка", которые, на наш субъективный взгляд, являются одними из лучших на данный момент, но это, конечно, другие "фишки".
3. "Фишки к пиву. Доллар, с зеленью".
У сухариков "Доллар" была узнаваемая этикетка, которая никак не отражала вкусовые свойства продукта визуальным рядом, как у предыдущих примеров, но здесь была игра слов - "зелень" со сленга 90-х означала доллары (не знаю, в ходу ли это слово сейчас; вроде как нет).
Вкус был весьма солёным и пряным, сами сухарики были al dente - в меру хрустящими. Не знаю, как они сочетались бы с пенным, но вкусовые качества были отменными.
4. "Бочкарев. Пикантные".
"Бочкарев" был мощным концерном, производившим и напитки, и закуску к ним. Орешки, например, или сухарики.
Как известно, производство пенного напитка сдулось, пропали и сухарики. Они не были острыми, "пикантность" скорее была "кликбейтом". Но вкус был весьма приятным. Возьму на себя смелость - сухарики "Бочкарёв" были гораздо вкуснее современных аналогов.
Интересно, что на пачке есть отсылка к конкурентам "Фишки КП", мол, "Бочкарев" - это правильный фишки. То есть, сухарики ещё называли "фишками".
5. "Емеля" до ребрендинга 2004 года.
Про "Емелю" было так много обзоров, что, казалось бы, тут не о чем говорить. Но обзоры этой продукции, обычно, затрагивали "каноничные" сухарики с такими вкусами, как "по-голландски", "по-английски" и т.д. - где "Емеля" разъезжал по странам и пробовал национальную кухню.
А затем обзорщики рассматривали трансформацию бренда, о том, как "Емеля" "скатился" и т.д, и т.п.
Никто же обычно не говорит про оригинальную продукцию "Емеля" - такие вкусы как "С рыбкой", "Копченые", "С чесноком" и т.д. Вот они.
Эти сухарики, на мой взгляд, были и остаются лучшими за всю российскую историю. Не знаю, что там подмешивали в их состав, но оторваться от их вкуса было нереально. Самыми вкусными, на мой взгляд, были "Емеля с рыбкой" и "с чесноком" - самые "пикантные" и "солёные" образцы. "С рыбкой" не очень был похож на вкус рыбы, хотя сейчас мне кажется, их вкус был больше похож на анчоусы. А "с чесноком" был просто квинтэссенцией идеального вкуса - это не были сухари, которые просто посыпали гранулированным чесноком.
Пачки "Емели" стоили гораздо дороже "Фишек", примерно на полтора рубля, но свою цену они оправдывали. Было приятно открывать их упаковку - она по ощущениям была похожа на обертку из-под шоколадных батончиков аля "сникерс" или "баунти". Позже упаковка стала жёстче, а вкус совершенно испортился - сухарики стали жёстче, а вкусовые особенности грубее и химичнее по-ощущениям.
Кто-то говорил, что во всём виноваты новые стандарты ГОСТа в середине нулевых, из-за чего все сухарики пришли к современному "несмачному" вкусу. Однако, кроме ГОСТа 2008 года, уже недействительного, найти мне ничего конкретного не удалось.
Таким был наш обзор на сухарики начала нулевых. Ставьте лайк, если вам понравилось, пишите комментарий - если нет. Всем спасибо, до новых встреч в эфире Дзена!..