Найти тему
Изнанка

"Нас заставляли проголосовать дважды": провинциальный учитель о работе в школе

Это вторая часть статьи о работе учителя истории в провинциальной школе. Читайте также первую часть, о современных учениках, коррупции и поборах.

Зарплата каждый год разная и зависит от часов и стимулирующей части. В этом году около 19к. Конечно, не устраивает. Спасает репетиторство. На русский язык и историю спрос велик, поэтому пока перебиваюсь.

Стараюсь оценивать учеников объективно. Если ученик срывает урок, я поставлю ему в дневник замечание за поведение. А следующий урок — это чистый лист. Есть ли смысл занижать оценку, если ситуация уже произошла и прошла? Думаю, нет. То же касается завышения оценок. Всех оцениваю одинаково и в равных условиях.

Школа берет на себя муниципальное задание: столько-то отличников, ударников и двоечников. И хоть ты тресни, но их должно быть не больше и не меньше. Выходит, надо кому-то вместо двойки рисовать тройку.

Есть много хороших учителей, настоящих профессионалов. Но это нивелируется всякими работами, типа ВПР (Всероссийская проверочная работа). Целый год учат одному, а сверху спускают другое. У нас же сейчас ФГОСы (Федеральные государственные образовательные стандарты). Правда, никто так и не научился по ним работать. Показательные форумы и открытые уроки не в счет.

Если сравнивать школу в то время, когда я учился, и сейчас, когда работаю — мы побаивались учителей. Сейчас же родители учат детей тому, что учитель ничто. Прислуга.

Мои предметы мне интересны. Стараюсь самообразованием заниматься. Если удается посещать семинары или конференции, делаю это с радостью. Плюс углубляю предметные знания. Хоть за счет того же интернета.

Я стараюсь общаться с коллегами как можно меньше и тому есть свои причины:

Проработавшие долгое время в бюджетной сфере люди теряют самоуважение.

Их нагружают и обязывают тем, от чего они вправе отказаться, а они за радость принимают на себя эти обязанности, не переставая при этом жаловаться на свою тяжелую долю. На этой почве происходит столкновение интересов. Как-то раз я пытался отстоять право не заполнять и бумажный, и электронный журнал одновременно. Ведь сами же жалуются. В итоге стал изгоем.

-2

Я для них что-то совершенно из ряда вон выходящее: у меня есть татуировки, я увлекаюсь смешанными единоборствами и не боюсь говорить правду в глаза. Не то чтобы я многое о себе думаю. Просто никогда не держался за это место. Администрация грозилась уволить, пытались унижать при всех на собрании.

Вообще "случайных людей" в школах предостаточно. Больше всего их в больших кабинетах. Замминистра образования области прямо заявляла, что не проработала в школе ни дня.

Было несколько ситуаций, когда школьная администрация нарушала закон. Забегая вперед, сразу скажу, что не осуждаю никого, т. к. директора школ — самые подневольные люди, заложники системы. И чтобы сохранить работу, им приходится постоянно изворачиваться.

Во-первых, работников обязывают оформлять платную подписку на газеты. Чуть ли не под страхом увольнения.

Во-вторых, стоит сказать о набившей всем бюджетникам оскомину теме выборов. Не секрет, что «карусели» стали привычным делом. Учителя тут явно в первых рядах. Нас «просили» проголосовать дважды — на своем участке, а потом в школе. К тому же перед выборами классных руководителей обязали собрать копии паспортов родителей учеников. Якобы для дневник.ру. Но, как выяснилось позже, их собирала избирательная комиссия. Для чего — загадка (но не очень сложная). Более того, перед выборами 2018 года некоторых учителей собрали и «наградили» негласным званием ЛОМ (лидер общественного мнения). И вот эти ломы должны были ходить в народ и агитировать. Ситуация эта, кстати, была на уровне города.

В-третьих, был случай, когда всех мужчин из школ города отправили принудительно сдавать анализы ДНК. Таким образом у нас уже год безуспешно ловят педофила. Во всех случаях хоть и с трудом, но я отстоял своё право.

Разговоры среди учеников о политике идут класса с пятого. Но это все как правило на уровне пересказывания мемов. «Плоти налоги» и тому подобное.

Бывает, что мальчишки дерутся. Конечно, стараешься разнять. Но, честно говоря, если результат драки фингал или разбитый нос, не вижу в этом ничего страшного. Я и сам в школе дрался. Конечно, другое дело, когда толпой бьют одного, здесь и последствия гораздо плачевнее. Но такого в моей школе еще не было.

Какой линии поведения я придерживаюсь с учениками? Я хочу, чтобы они знали мой предмет. Могу и пошутить, и отчитать, но никогда не стану переходить на личности или угрожать, запугивать, кричать. Работа с людьми требует железных нервов и изобретательности. А уж с детьми тем более.

Бывает, что учитель по 20 минут от урока читает морали и думает при этом, что это то самое разумное, доброе, вечное. Не надо так. Если же я вижу, что ученик в сложной жизненной ситуации оказался, и знаю, что смогу помочь хотя бы советом, то обязательно сделаю это.

Сменил бы профессию с радостью. Мне нравится учить детей и самому учиться. Но бумажная волокита, нищенская зарплата, постоянные плевки в лицо от министерства, пустые обещания, бюджетная глупость явно перевешивают чашу весов. Сложно работать, когда от тебя требуют, чтоб цифры в отчетах сходились с продуманной наверху статистикой. И еще. Главное, чтоб была школа, в которой дела хуже, чем в твоей. Пока так — ты на плаву.