Слухи о том, что сотовый оператор «Мегафон» может стать обладателем популярной социальной сети «Вконтакте», которая насчитывает почти 39 млн участников, вызвали неоднозначную реакцию у участников рынка. Кто-то считает, что синергия между двумя бизнесами невозможна, а кто-то уверен в том, что «мобильный» трафик может принести «Мегафону» немалую выгоду в сетях 3G.
Материал опубликован на портале "Частный корреспондент".
«Мегафон» купит «Вконтакте» — написал в своем твиттере замдиректора телеканала «Вести» Аскар Туганбаев. Оператор сотовой связи «Мегафон» заинтересован в покупке социальной сети «Вконтакте». А интернет-издание Infox.ru подтвердило: по словам неназванного топ-менеджера «Мегафона», компания интересуется российскими социальными сетями: «В первую очередь, нам интересно сделать так, чтобы сегодня абонент выбирал нас как оператора с точки зрения контента, а не только с точки зрения доступа». Компания «планирует организовать доступ абонентов к контентным ресурсам в интернете по «условно бесплатной модели», согласно которой пользователи не будут платить деньги в первый месяц».
О том, что сотовый оператор планирует купить именно «Вконтакте», Infox.ru узнал от некоего, опять же неназванного, источника на интернет-рынке: ««Мегафон» ведёт переговоры о покупке «Вконтакте», социальная сеть просит слишком много денег, но сотовый оператор настроен договориться».
Напомним, что «Мегафоном» и сетью «Вконтакте» владеет бизнесмен Алишер Усманов, правда, в разных долях и через разные структуры (социальной сетью — через фонд Digital Sky Technologies, оператором связи — напрямую и через фонд IPOC). Так что с этой точки зрения сделка выглядит, на первый взгляд, весьма вероятной.
«Желание «Мегафона» приобрести популярный интернет-ресурс, ориентированный на постоянное общение, очень понятно, если у оператора есть твёрдая стратегия на расширение услуг интернет-доступа. Пользователи «Вконтакте», в отличие от читателей онлайновых СМИ, ходят в сеть не время от времени, а «сидят» там постоянно. Даже ограниченные технические параметры мобильного телефона позволяют относительно удобно общаться в социальной сети. А общение в соцсети — это трафик, который стоит денег — пока ещё чувствительно больших по сравнению с обычным широкополосным доступом. И эти деньги пользователи готовы платить, — считает редактор отдела технологий «Частного корреспондента» Владимир Харитонов. — То есть за один и тот же контент, но «проданный» через мобильник, провайдер мобильной связи может получить неплохую выгоду. Если принять во внимание перспективы развёртывания сетей 3G, которые сделают значительно более удобным мобильный веб-сёрфинг, то приобретение «Вконтакте» или какого-то аналогичного ресурса, было бы для любого оператора связи хорошим решением».
По информации «Частного корреспондента», в «Мегафоне» действительно ведётся обсуждение возможностей, которые компания могла бы получить от интеграции с различными интернет-сервисами и, в том числе, с социальными сетями. Причём как с точки зрения увеличения мобильного трафика, так и с точки зрения разработки новых сервисов. Однако на момент написания статьи переговоры именно с сетью «Вконтакте» не велись.
Между тем, как стало известно «Часкору» от источника, близкого к компании, эта социальная сеть сейчас активно ищет инвесторов. Несмотря на то, что она стала одним из самых посещаемых ресурсов в Рунете, расходы на поддержание жизнедеятельности столь высоки, что «Вконтакте» требуются серьёзные финансовые вливания. Появление слухов о возможной сделке с сотовым оператором может быть результатом активной пиар-деятельности самой соцсети, которая таким образом хочет набить себе цену, считает источник.
Несмотря на преимущества, которые сотовый оператор может получить от такой сделки, многие эксперты расценивают перспективы сделки весьма скептически. Так, в интервью Infox.ru создатель сети «Одноклассники.ру» Альберт Попков назвал сделку «странным шагом» как для «Мегафона», так и для «Вконтакте» и посоветовал потенциальному покупателю обратить внимание на соцсети «второго эшелона», которые можно превратить в развлекательные порталы и сайты знакомств.
Интернет-аналитик Антон Меркуров тоже не верит в перспективность сделки: ««Мегафон» как управляющая компания не сможет сделать ничего ценного с «Вконтакте», с финансовой же точки зрения — это тоже совсем разные активы. Для Алишера Усманова иметь такие активы как портфельные инвестиции — круто, а вот сливать их воедино — нет. Если рассматривать интеграцию двух компаний с точки зрения реструктуризации активов — то это сложно. Сервисом «Вконтакте» Усманов владеет через DST, а «Мегафоном» — через другие структуры. Соответственно, чтобы провести сделку, придётся какие-то активы и доли реструктуризировать. DST точно не собирается делать этого в данный момент.
Какие бонусы можно извлечь из сделки, не очень понятно. Вопрос с трафиком можно решить и так, а консолидировать активы — нереально (ну, например чтобы «Вконтакте» перекрасили в зелёненький и сделали «официальной сетью «Мегафона»). Т.е. размышлять на эту тему можно бесконечно, но это как сферического коня в вакууме обсуждать».
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин, которого цитирует Gzt.ru, назвал такие сообщения «диковатыми». По его словам, «Мегафон» не станет покупать социальную сеть, так как это «дорого, невыгодно и сотовый оператор не умеет управлять подобными активами».
«С точки зрения зарабатывания денег в краткосрочной перспективе синергия вряд ли возможна. Во-первых, никто не научился зарабатывать деньги на социальных сетях. Это большие возможности, но примеров реальной отдачи в России пока нет. Во-вторых, соцсети не дадут большой трафик в 3G-сетях. Основной трафик – это видео: YouTube и прочие сервисы подобного рода, — считает Алексей Давыдов, директор PricewaterhouseCoopers, управление эффективностью бизнеса компаний в сфере коммуникаций, высоких технологий, индустрии развлечений и СМИ.
Единственная причина, по которой я на месте сотового оператора задумался бы о покупке социальной сети или другого подобного ресурса, – это возможность развить в себе навыки управления контент-производителем. Это важно, поскольку маржа будет перемещаться к производителям контента. Любому большому сотовому оператору нужно понять свое место в цепочке создания стоимости. Кем он будет: контент-агрегатором, производителем, менеджером? Покупка большого актива поможет быстро понять правила игры на этом рынке. Но опять же, не стоит ждать мгновенных финансовых результатов – разве что покупка будет сделана на очень выгодных условиях».
Тут стоит учитывать и ещё один немаловажный фактор: львиная доля прибыли и российских, и зарубежных операторов – это всё-таки звонки и СМС, а не такие value added services (vas), как GPRS, игры и другие услуги, вроде «мелодии вместо звонка». Однако на западных рынках, которые уже достигли насыщения, конкуренция приводит к тому, что стоимость звонка снижается, а значит, выручка операторов уже не растёт такими темпами, как раньше. Операторы вынуждены искать альтернативные источники дохода.
Автор: Анастасия Алексеева, "Частный корреспондент".