и дым мучения их во веки веков восходит, и не будут иметь покоя день и ночь поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его (Откр. 14:11)
Так, само мучение, и дым от него не одно и то же, как огонь и дым от огня не то же самое. В третьей книге Ездры есть место, где Ангел Уриил подобием показывает Ездре как дождь больше капель и как огонь больше дыма, сравнивая, насколько прошедшее больше оставшегося. «Если я обрел благодать пред очами твоими, отвечал я, и если это возможно и я способен к тому, покажи мне: имеющее прийти более ли того, что прошло, или сбывшееся более того, что будет? Что прошло, я это знаю, а что придет, не ведаю. Он сказал мне: стань на правую сторону, и я объясню тебе значение подобием. И я стал, и увидел: вот горящая печь проходит передо мною; и когда пламя прошло, я увидел: остался дым. После сего прошло предо мною облако, наполненное водою, и пролился из него сильный дождь; но как скоро стремительность дождя остановилась, остались капли. Тогда он сказал мне: размышляй себе: как дождь более капель, а огонь больше дыма, так мера прошедшего превысила, а остались капли и дым». (3 Езд 4,44-50) Посему, дым мучения есть некое знание или памятование самого мучения, напоминание о нем, как запах дыма напоминает об огне. Что всякий поклоняющийся зверю и образу его и принимающие начертание имени его, не будут иметь покоя день и ночь. Такой дым вызовет в душе сильнейший страх перед самим огнем, и как высокий забор оградит творение от греха. Никто даже не помыслит больше в ту сторону, боясь быть снова ввреженным в этот огонь. Ибо огонь этот не угаснет и дым от огня не прекратится никогда, не будет конца мучениям грешников, ведь если грешники перестанут вечно мучатся, значит пребывающие во грехе будут вечно блаженствовать вместе с освободившимися от греха, что конечно немыслимо тьме соединиться со светом. Но сам грех подлежит осуждению и делающий его вечно, будет и мучатся вечно, ибо никогда не станет так, чтобы делающий грех не прибывал бы в мучении, так как все удаляющие себя от Господа погибнут (Пс 72,27). Огонь вечный, как и дым от него тоже вечный, потому что воспринимаемый Огонь для грешника (Ис 33,14) есть Сам Господь «Бог есть огнь поядаяй» (Евр. 12:29). А для праведника этот же огонь, будет как влажный ветер, который нисколько не повредит ему и не вызовет жжения или мучения. (Дан 3,50) Огонь не может быть временным, подаваемым на время очищения. Ибо неприрывность огня, его безначальность и нескончаемость установлены как незыблемое правило, по которому во веки веков будет так, что удаляющийся от Бога, противясь Ему, обречен на мучения, а приближающийся к Богу и принимающий Его «обречен» на блаженство. Продолжительность же мучения или блаженства находится в прямой зависимости от продолжительности пребывания в противлении Богу или Его принятии. И огонь и мука вечные и живот вечный есть Господь, ибо для проклятых и грешных он мука и огонь, а для благословенных и праведных Он жизнь вечная и блаженство «И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный» (Мф 25,46) Огнь вечный уготован дьяволу и ангелам его «…идите от Мене проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» (Мф 25,41), а жизнь вечная уготована любящим Господа «...ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1 Кор 2,9) И человек избирает вечную смерть и муки или вечную жизнь и блаженство, иметь отцом дьявола, служа ему, или иметь отцом Господа, исполняя волю Его. Ибо, по сути, вопрос состоит не в том, вечны ли мучения грешников или временны, ибо ясно, что грешник обречен на мучения, которые будут продолжаться до тех пор, пока он не станет праведником через покаяние. Не будет так, что грешник когда нибудь вдруг перестанет пребывать в мучении и станет блаженствовать, ибо ясно сказано, что для дьявола, который есть отец греха, и ангелов его, под которыми понимаются не только падшие ангелы, но и падшие (плотские) души людей, уготован огонь вечный. Но вопрос в том, будет ли вечным само противление Богу, ведь победа над грехом заключается в искоренении греха, его упразднении или если угодно вытеснении его из творения, приведении творения в его естественное состояние? Или противление Богу будет вечным и никогда не прекратится, победа над грехом будет заключаться, главным образом, в победе над грешниками, посредством отмщения вечным наказанием за временное противление? Этот вопрос касается напрямую домостроительства Божьего и его цели, действительно ли Бог исправитель зла или Он мститель за злые дела грешников, какова Его цель? Привести к совершенству творение через наказание или оставить тварь в противлении, отмщая ей вечными муками? Для разумных ответ очевиден. Чтобы не помыслить о Боге худо, стоит так же понимать, что воля человека наделенная властью произвола находится в пределах Божественного промысла и Его воли, ибо вне воли Божией нет и самого бытия «И как могло бы пребывать что-либо, если бы Ты не восхотел? Или как сохранилось бы то, что не было призвано Тобою?» (Прем 11,26) Итак, есть муки вечные и нескончаемые и есть жизнь вечная и нескончаемая, так же у человека есть воля, наделенная властью произволения. В естественном состоянии человек имеет свободу в Боге, когда воля его названная Максимом Исповедником природной, будучи свободной, желает одного Бога, она не избирает и не сравнивает (подобно воле гномической), но получив свободу она достигла желаемого и остановившись от движений бесконечно желает одного единого и безграничного – Бога. Познав благость Божию, может ли она желать чего-то иного, выбирать или сравнивать? Может ли пресытиться этим благом? Ведь в таком состоянии творение будет иметь истинное ведение вещей и точное понимание блага, не по принципу сравнения со злом, как полагали оригенисты, утверждая, что якобы познание блага происходит от сравнения с познанным злом, но по своему естеству человек будучи созданием Божьим и имея Божественный разум, знает благо как младенец знает что молоко и мед вкусны и полезны, откуда? Кто научил его? Как и мать любит свое дитя, как и у людей, так и у животных, откуда в ней эта любовь? Неужели от сравнения с ненавистью? Вероятнее всего, что все это природно вложено Богом в творение. Если только творение пребывает в пределах (на уровне или выше) своей естественной природы.