Найти тему
Николай Никулин

Катрин Денёв и ее художественная правда

Японский режиссер Хирокадзу Корээда не то чтобы известен широкой публике, однако прошлогодний триумф на Каннском фестивале добавил к его популярности нескольких очков. «Магазинные воришки», «Сын в отца» - это те картины, которые истинному киноману рекомендованы к просмотру.

Новый фильм - «Правда» - как и предыдущие - концентрируется на семейно-бытовых отношениях. Если пытаться определить жанр, то это скорее бытовая драма с философским уклоном. Название-то какое: правда. Будто кто-то ее знает. Будто ее знает хотя бы один из героев. Будто ее знает сам режиссер… Ну да-ну да.

На самом деле «Правда» - это название мемуаров, которые пишет стареющая актриса Фабьенн Данжевилль, которую играет Катрин Денёв (есть много отсылок к ее реальной биографии - например, героиня снималась в ленте «Парижская красавица», тогда как сама Денёв известна нам по созвучной классической ленте - «Дневная красавица»)

Так вот, все дело в том, что правды в ее мемуарах столько же, сколько и вымысла. Впрочем, вы правы: а судьи кто? Кому решать, что правда, а что нет? Для актрисы вообще не существует реального мира - и в кадре, и за кадром: все иллюзорно. По сюжету, к ней приезжает дочь (ее играет Жюльетт Бинош) со своим мужем (Итан Хоук), вскрываются прежние тайны, обнажаются надрывы, а тут еще и на работе вскипает профессиональная ревность к молодой и красивой коллеге. Но героине Катрин Денёв удается на все реагировать достойно - порой даже с искрометным юмором. Похоже, такой Денёв мы не видели давно.

-2

«Правдой» открывался Венецианский кинофестиваль. Катрин Денёв и Жюльетт Бинош, разумеется, прошлись по красной ковровой дорожке, разумеется, стали главными звёздами - наравне с Брэдом Питтом - и пусть это скорее светские причуды, но тем не менее именно они своим появлением открыли 76-й смотр, именно они в блестящем тандеме представили не менее фильм!

То, что такая картина - о житейской правде и актерской лжи - была показана в первый день: весьма символично. Значит, ставка сделана именно на кинематографический месседж. Мол, можно ли оставаться хорошей актрисой, будучи плохой матерью и женой. И да, разумеется, может. Не стоит смешивать разные вещи. Стоит только взглянуть на актерскую игру Катрин Денёв и увидеть в ней свою правду. В фильме все гармонично: актерский состав, неторопливый темп повествования, психология персонажей и музыка - ее написал и исполнил наш соотечественник Алексей Айги. Так что реноме самого интернационального фильма в конкурсе Венеции - это не пустые слова, а сущая правда. Правда же?

Не будем, впрочем, уподобляться тем мыслителям, которые только и делают, что рассуждают в ключе: что хотел сказать режиссер таким названием «Правда»? Чем правда отличается от истины. Дело, конечно, не в отвлеченных умствованиях, у японского режиссера все конкретно, и все вырастает из сюжета. Жизнь актрисы причудлива, пойди разбери, где она играет и сочиняет, а где… тоже сочиняет, но так искусно, что этому все верят.