Если от преступления одного умирают все, то почему от послушания Одного жизнь должна даваться не всем? Почему через одного смерть вошла во всех, а жизнь и спасение через Одного должна войти не во всех? Почему грех, сделав злым одного праведного, всех через него сделал злыми, а праведность Одного должна исправить от зла не всех, или зло сильнее добра? Почему злая воля одного стала злой во всех, а благая воля Одного не должна стать всеобщим достоянием? Если греховная воля одного сделала волю во всех греховной, то как же Божия воля в Одном не может направить волю к Богу во всех? Неужели Бог не в силах прекратить противление в творении? Кто дает человеку веру, кто дает ему покаяние, и через кого приходит он к Богу?
Не по каким либо заслугам человек получает все это, но это всецело от благодати. «Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело» (Рим 11,6) Спасение происходит через веру благодатью, не от каких либо заслуг человека, но Божий дар. Не заслугами от дел все человечество получило спасение, будучи от рождения злые. Но Бог создал всех на добрые дела во Христе Иисусе, а не на погибель «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы − Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф 2,8) Он предназначил всем исполнять эти добрые дела, одним поутру, другим к третьему часу, иным к шестому, иным к девятому, а иным и к одиннадцатому часу (Мф 20,1-16). Посему, одни потрудятся весь день в винограднике Божьем, на всю жизнь подвизавшись праведниками в мире сем. Иные же потрудятся всего семь часов, а иные и один час. Какая же это справедливость, когда одни всю жизнь работают Господу, и далее царствуют с ним множество лет, другие же всю жизнь проводят праздно, и по своему исходу из мира сего лишаются Царствия Божия, но в последний час, оставшийся до скончания века сего нанимает их Господь пойти поработать в виноградник Свой. И вот в конце дня говорит господин, как по скончанию века сего говорит Отец Сыну, управляющему виноградником Его, чтобы Он позвал работников и отдал плату за работу в винограднике Своем, причем начиная с последних, и оканчивая первыми. Начиная с самых грешных, никчемных и уничиженных, которые, по данным им силам никогда не смогли бы работать в винограднике Божьем весь день, и оканчивая самыми праведными, славными и заслуживающими всяческих похвал. От недавно стоящих праздно весь день, и в последний час призванных в виноградник, к весь день трудившимся. И все получат одинаковую плату, и весь день бывшие праведными и ставшие праведными только в последний час, и весь день трудолюбивые и ставшие трудолюбивыми в последний час. Все они получат по динарию, все они унаследуют жизнь вечную, одинаково.
Бог ничего не делает ради воздаяния или мести или наказания, но ради исправления и спасения человечества Он отдал Сына своего Единородного чтобы всякий верующий в Сына имел жизнь вечную «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный» (Ин 3,16) Всякое зло в человеке он преобразует во всеобщее благо, иными словами вся неправда в человеке составляет (открывает) правду Божию (Рим 3,5). Так, самым ярким примером сказанного служит крестная смерть Христа, которая видимым образом была окутана злом и ненавистью распинателей, и сама смерть Господа и Его мучения по видимому жестоки и злы. Но всемилостивый Господь по Своей безграничной мудрости, могуществу и милости обратил все это во всеобщее благо, ток что в мучениях и смерти совершился вождь спасения всех людей Иисус Христос (Евр 2,10), сделавший через страдания в Самом Себе человечество совершенным, через которое будет спасено все человечество Адама. Ведь за кого молился Христос с креста? За праведников, соблюдающих все церковные правила? Нет! Он молился за самих антихристов, стоящих вокруг креста, первосвященников, книжников, фарисеев, и за народ кричащий «распни Его!», даже за Иуду предавшего Его. Все они были заключены в непослушание, чтобы были спасены язычники и чтобы в конечном итоге сами они были помилованы «так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать».(Рим 11,31-32) и еще: «и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова» (Рим 11,26)
Бог нашу неправду превращает в Свою правду, ибо неправда наша составляет правду Божию, что же на это сказать? «Аще ли неправда наша Божию правду составляет, что речем?» (Рим 3,5) Ведь Бог милует злых обращая их зло во спасение «так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы» (Рим 11,31) Когда появился закон, которым Бог открыл Свою Волю, тогда возросло противление заповедям закона, которые и есть воля Божия, это противление называется грехом, а от возросшего греха возросла и милость Божия к согрешающим, то есть возросла благодать «Закон же привниде, да умножится прегрешение. Идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать» (Рим 5,20)
Когда Адаму была явлена заповедь Божия, и Бог открыл ему Свою волю, чтобы от дьявола, этого древа познания добра и зла, не вкушал он плода, тогда противление воле Божией привело к тому, что Адам пал и в нем все согрешили: и хорошие и плохие, и добрые и злые, все лишились славы Божией, все стали негодными грешниками, ведь Адам один не послушал Бога, и это непослушание распространилось на многих, то есть на весь род человеческий, род Адамов. Почему ребенок из материнского чрева рождается уже непослушным, будучи во грехах (Пс 50,7)? Ведь этот ребенок не был непослушен Богу, и не вкушал он плода с древа в раю и не говорил ему Господь свою волю. Но через одного непослушного нашего праотца Адама все сделались непослушными Богу. Так же и Христу была явлена заповедь Божия, Он слышал от Отца, что заповедь эта есть жизнь вечная «И вем, яко заповедь Его живот вечный есть: яже убо Аз глаголю, якоже рече Мне Отец, тако глаголю» (Ин 12,50) именно это Слово будет судить не принимающих Его в последний день «...слово, еже глаголах, то судит ему в последний день» (Ин 12,48) и Господь исполнил эту заповедь, Он испил чашу уготованную Ему Отцом до самого дна, исполнив волю Его, смирив себя до смерти, совершил все в точности как учил Своих учеников слышанному от Отца, не уклонившись ни на одну йоту и Отец передал все в руки Его, как написано «Ведый Иисус, яко вся даде ему Отец в руце…»(Ин 13,3)
Ибо как Адаму было все предано Богом в руки Его, все люди получили рождение в нем и все умерли в нем же «Сего ради якоже единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша...» (Рим 5,12), так и Христу Отец предал все в руки Его, все люди получат воскресение в Нем и жизнь вечную «якоже единаго прегрешением во вся человеки вниде осуждение: такожде и единаго оправданием во вся человеки вниде оправдание жизни» (Рим 5,18).
Ибо, как смерть через первого человека Адама, так через последнего Адама — Иисуса Христа и воскресение мертвых «Понеже бо человеком смерть бысть, и человеком воскресение мертвых: якоже бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут» (1 Кор 15,21) Как в Адаме все умирают: хорошие и плохие, добрые и злые, цари и рабы, ибо нет такого, кто бы родившись в Адаме оставался живым, кроме Христа, и всякий человек получает в себе при рождении возмездие за грех своего праотца Адама, которое есть смерть. Так и во Христе весь род Адама при воскресении из мертвых получит жизнь вечную. Ведь Христос победил ад, и смерть — этот последний враг будет истреблена в человеке (1 Кор 15,26) как написано, что смерть будет поглощена победою (1 Кор 15,54) , а не человек будет вечно истребляем смертью. Ибо если смерть будет истреблена то и жало ее, которое есть грех, будет уничтожено (1 Кор 15,55-56). Само противление Богу, этот путь нечестивых погибнет (Пс 1,6), а раз не сохранится путь греха, значит не найдется и самого грешника.
Ведь Господь сокрушит мышцу грешному и лукавому «Сокруши мышцу грешному и лукавому: взыщется грех его и не обрящется» (Пс 9,36), то есть саму силу греха сокрушит в человеке (1 Кор 15,56), искупив нас от клятвы закона «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал 3,13) Поэтому и не обрящется грех в грешном и лукавом. Но как же дьяволу снести такую мысль, что он лишится грешников, что оружие его (Пс 56,5) будет окончательно расхищено из дома его, которым он соделал сердце человеческое, расхищено сильнейшим его (Лк 11,22), и разделено мечем духовным, так что, разделившись сам в себе дом этот не может больше устоять (Мк 3,25-26) но пришел конец сатане и царству его? Одним только способом – ложью, которой он не признает победы над собой и своей империей греха, и не желает расставаться со своим оружием - грешником.
Что значит разделит оружие? (Мк 3,25-26) Это сказано о разделении в самом человеке плотской души и души в подобии духа, а не людей одного от другого. Господь принес не мир и благополучие в человеческую плоть, а разделение в человеке этой самой плоти и духа (Мф 10,34). Христос пришел спасать, а не губить, и ученикам своим Иакову и Иоанну запретил Он даже говорить о том, чтобы огонь сошел с неба и истребил Самарян, которые не принимали Христа. «Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать...» (Лк 9,52-56). Как же некоторые ученики Его, видя это запрещение, сегодня отваживаются навести огонь вечных мучений на таких же Самарян, которые и ныне Христа не принимают.