«Человек с киноаппаратом», 1929 год. Чтобы понять, что такое искусство кино, надо посмотреть этот фильм Дзиги Вертова. Если вы ничего не слышали ни про Вертова, ни про этот фильм, я вам сейчас немного расскажу.
Во-первых, откуда такое имя? Дзина Вертов – это псевдоним. Урождённый Давид (позже Денис) Кауфман, приехав во время Первой мировой в Москву из родного Белостока, оказался навсегда привязан и к России, и к кинематографу. Дзига – «дззз» – такой звук издавала перематывающаяся плёнка. Вертов – приходилось самому вертеть ручку перемотки. Вот такое простое и кинематографичное объяснение.
Итак, чего хотел Вертов от кинематографа? Он хотел добиться нового киноязыка. Языка молодого аудиоискусства. Не просто добиться, он хотел его показать всем. Это было безусловное новаторство.
Критики пишут, что фильм Вертова бессюжетен. Нет, он не бессюжетен! Его сюжет монументален и всеобъемлющ. Новый день, как сбивающий с ног поезд, несущийся на всех парах. Круговращение дня, как круговращение жизни и смерти. От рождения до могилы. От утра, до вечера.
Но более того, этот фильм не просто констатация жизни. Это попытка понять, как видно человека через объектив киноглаза. И как видно сам киноглаз, самого человека с киноаппаратом через его же киноаппарат. Задача потрясающая, которую автор выполнил.
Авторы не просто фиксируют, они конструируют окружающий их мир чисто кинематографическими средствами. Камера – главный участник жизни людей. Средства – визуальное сопоставление, ассоциативный монтаж. Съемка в отражении, скошенные углы, ускоренная съемка, покадровая съемка, совмещение изображений в одном кадре.
Таких художников, или, скорее, мыслителей от кино – их всегда было очень мало. В каком-то смысле это подвижничество. Зрителю, чтобы понять, что кино – это тоже искусство, надо смотреть именно такие фильмы.
Выключайте звук, выключайте свет, садитесь перед большим экраном (это непременное условие!) и смотрите, смотрите…. Смотрите и думайте. Что вы видите? Какие ответы складываются в ваших мозгах? Какие возникают вопросы?
Дзига Вертов. Человек с киноаппаратом