Первое впечатление
От первой учительницы зависит полюбит ли ребенок учиться, как он проявит себя, какое место займет в классе. Она определяет во многом, как у него пройдут школьные годы. Придаст уверенности в себе, или наоборот, посадит семена сомнения в собственных способностях. Жалко, когда попадают на эту работу злые случайные люди. Или те, кто личные проблемы сливает на детей.
Я пришла в школу очень застенчивым ребенком. В саду меня любили, я предполагала, что все взрослые такие, и учительница меня тоже полюбит. Наша учительница Валентина Сергеевна оказалась очень строгой, даже черствой. Я уже умела читать, но донести до нее эту информацию побоялась. Поэтому сидела и повторяла букву «А» вместе со всеми. Руку стеснялась поднимать, вставать и отвечать тоже, поэтому сразу попала у нее в разряд аутсайдеров. Не высовываешься и ладно.
Любимчики и изгои
Зато активные звонкие дети стали ее любимчиками. Она их сразу определила сходу в отличники. В их число попал ее сын. Только это был секрет и тайна, что это ее ребенок. Никто не должен был об этом знать. По результатам первой четверти все так и вышло, как она себе представила. Потом мой папа сходил на собрание и донес до ее сведения, что его дочь вообще-то уже давно свободно читает. А что руку не поднимает, это не ввиду того, что туповата, а просто робкая. Попросил обратить на меня внимание. Она прислушалась, и я стала на хорошем счету. Выбилась в отличницы. А ее первые фавориты не удержали свои позиции даже до конца первого класса.
У нас с ней все было очень строго, она никогда нам не улыбалась, не хвалила. Все ее отношение мы видели только через оценки. Бывало, унижала ребят, но редко. Однажды, одна девочка описалась. Она выставила ее перед всем классом у доски и сказала, что это невиданный позор не дойти до туалета в первом классе. Бедняжка долго потом не могла отмыться от этого позора, дети жестоки и помнят такие вещи очень долго. Валентину Сергеевну не интересовала, есть ли у этой девочки проблемы со здоровьем, а может быть в семье.
Энурез вообще-то серьезная проблема, требующая вмешательства специалиста, но не выставления к позорному столбу. Сейчас мы бы рассчитывали, что учитель деликатно поможет ребенку выйти из этой ситуации, найдет нужные слова, чтобы объяснить всем ребятам случившиеся. Тогда понятия учителя не имели об этике, и многим души не хватало поступить правильно.
Был случай, когда она стыдила мальчика, за то, что тот не мог справится с элементарным заданием. Она называла его тупицей. Что быть ему второгодником. Что только полные дебилы не могут этого понять. Он краснел и бледнел. А все смеялись над ним. Думаю, человек получил задел навсегда, что он никчемен, что ни на что не годен. А ведь все могло быть объяснимо, он просто отвлекся, задумался, с мечтательными детьми так часто бывает.
Моя подруга никак не могла научиться быстро читать. Она совершенно нормальный ребенок, все усваивала. Но читать не получалось. Тоже получила свою порцию едких замечаний по поводу своих интеллектуальных способностей. С точки зрения нашей Валентины Сергеевны читать не умеет только полный кретин. А, как спустя много лет, мы узнали, что есть такая особенность мозга при которой развивается дислексия - неспособность складывать буквы в слова. Вполне возможно моя подруга этим страдала. А ее гнобили и позорили.
Особое отношение
Но больше всех доставалось от нее ее собственному сыну Алеше. При нас она пыталась сдерживаться, но не всегда удавалось. Один раз она разбила ему ном, запустив в него линейку. Он старался вести себя тише воды, ниже травы, но он же обычный ребенок, тем более мальчик. На переменах все носились, как она говорила «голова третьей ногой». Когда она замечала Алешу, что он бегает с другими ребятами, она готова была порвать его в клочья. Видно было, что он ее раздражал.
Это уже потом, в старших классах, мы узнали, что у нее был тяжелый развод с отцом Алеши, тот был пьяница. И она страшно боялась, что сын унаследует его гены, станет таким же алкашом и негодяем. Как только она замечала, что у парня не хватает способностей быть передовым учеником, она сразу на нем срывалась. Было дело, остались мы после уроков, поболтаться по школе было святое, мы увидели, как лупит она Алешку кулаками по голове со всей злостью. А он закрывает голову руками, и только просит «Мама, пожалуйста, не надо» Худо бедно, все три класса начальной школы он получал от нее пятерки. И выпустился отличником. А потом она перевела его в другую школу, подальше с глаз долой.
Сама продолжала работать в нашей, по-прежнему учила малышей.
Расплата
Уже будучи взрослыми, на встрече выпускников, мы узнали, что плохо сложилась их жизнь с Лешей. Он вырос, никуда не поступил. Стал пить сильно. И постоянно поднимал на нее руку. И один раз избил очень сильно, дело дошло до больницы. В общем, возмездие не заставило себя ждать.
Понятно, нет оправданий сыну, поднявшему руку на мать, какой бы она ни была. Но разве не она применяла к нему подобные методы воспитания? Разве не она давала ему только злость за свои нереализованные мечты, вместо добра и любви. Как знать, может быть смогла бы она обмануть гнилые гены его отца, если бы дарила сыну тепло.
Вот такой израненный педагог пришел в школу, чтобы передать свой яд многим детям, возможно направив их не по тому пути и дав им первые уроки разочарования в людях.