Найти тему
Ноль Плюс

Развиваем память малыша. Часть 2.

Оглавление
Развиваем память малыша.
Развиваем память малыша.

В первой части наших рассуждений на тему, как грамотно улучшать память ребенка с помощью пересказов, мы привели характеристики данной методики, а также упомянули о возрастных особенностях, с которыми родители сталкиваются по мере взросления.

Возможные ошибки

  • Освоить пересказывание могут не все дети. Иногда у них могут возникать разные сложности. Например, неумение начать пересказ. В таком случае нужно тренироваться делать вступление. Его можно оформить клише: «В этом тексте говорится о том, как…».
  • Иногда ребенок может подробно рассказывать начало, но искажать или недоговаривать заключительную часть. Необходимо отдавать больше внимания анализу текста. Искусственное обеднение языка тоже будет считаться ошибкой. Необходимо обращать внимание на средства художественной выразительности.
  • Скучности рассказывания преодолевается тяжело. Ребенок должен учиться выразительно рассказывать, использовать интонацию и другие средства. Для улучшения эмоционального восприятия можно делать рисунки или подбирать готовые картинки.
  • При выборочном пересказе может возникать ситуация, когда ребенок неправильно выбирает часть текста для ответа. Необходимо делать подробный анализ текста и выделять ключевые моменты. Подтвердить выбор поможет написанный план, который содержит смысловые блоки.
  • При сжатом пересказе может возникать такая проблема, как исключение важных фактов или нарушение логики повествования. Для исправления ситуации нужно научиться правильно выделять главные мысли и составлять план. При необходимости можно передать диалоги. Для этого используют косвенную речь.
  • На начальном этапе обучения возникновение ошибок неизбежно. Не стоит пытаться с первого раза все сделать идеально. Нужно учитывать ошибки и исправлять их. Для тренировки нужно использовать простые тексты и только постепенно усложнять их. Можно брать короткие рассказы, так как они законченные и их проще воспринимать.
  • Только при регулярных занятиях можно улучшить навык. Поэтому необходимо раз в день работать над пересказом и постепенно удастся добиться хороших результатов.

Некоторые рекомендации

  • Ребенку может быть сложно пересказывать параграф или рассказ. Чтобы проще запоминать текст нужно представлять образы, которые помогут воспринимать прочитанное. Особенно важен этот прием для работы с художественной литературой.
  • В процессе чтения не стоит вслух проговаривать текст и повторять ключевые моменты — это только отвлекает и мешает целостному восприятию. Если отрывок большой, то его лучше разделить на части и учить их по отдельности.
  • Психологи рекомендуют пересказывать текст перед сном, так как в это время мозг лучше усваивает информацию. Специалисты также рекомендуют найти слушателя. Легче рассказывать кому-то и это делает процесс интересным.
  • Детей дошкольного возраста тоже можно подготовить к такому виду работы. Для этого ребенка расспрашивают о прошедшем дне, окружающих его людях и других события. Благодаря таким тренировкам у него развивается связная речь.
  • Иногда школьники учат текст для пересказа прямо на уроке в классе. В таком случае подготовиться к ответу сложно. Необходимо несколько раз перечитать отрывок, выделить ключевые моменты и выучить их. Можно записать небольшой план, который будет служить опорой.
  • В классе учитель может использовать разные формы работы. Для пересказа лучше выбирать небольшие рассказы. Например, Л. Н. Толстой «Лев и мышь». Педагог может предложить начать пересказывать текст, а ученики уже продолжат или закончат его. Для лучшего запоминания можно использовать чтение по ролям, так как выразительное рассказывание облегчает восприятие информации.
  • Пересказывание текстов помогает развивать память, внимание, мышление. Этот навык начинают тренировать с начальной школы. С его помощью ребенок учится воспринимать информацию и лучше усваивать ее. Устные ответы дают возможность вырабатывать связную речь.
  • Пересказ используется на уроках русского языка, литературы, иностранного языка, истории, обществознания и других. Благодаря такому обучению взрослый может сказать любую информацию и сделать это в доступной, логичной форме. Особенно это важно для профессии, где требуются публичные выступления.

Детский сад "Ноль плюс"