Санкт-Петербург. Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова. Зал - битком. На сцене будет Алиса Фрейндлих, а потому многим зрителям даже не так принципиально, какой именно спектакль они будут смотреть. Многие пришли только ради этой актрисы. Собственно, и я в их числе.
Спектакль "Война и мир Толстого" в БДТ - вещь очень и очень неоднозначная. Я хоть и шла взглянуть на игру Алисы Бруновны, но и само произведение, на котором базируется спектакль, очень люблю. До похода читала его дважды. Прежде "Войну и мир" в театральной адаптации я ни разу не видела, так что была заинтригована. В то же время продолжительность спектакля, чуть больше 2 часов, уже заранее ставила ожидания, что будет "отсебятина" или кромсание сюжета. Как, в общем-то, и вышло.
Фактически спектакль действительно рассказывает историю, написанную Львом Толстым, но в очень нестандартной интерпретации. Постановка фокусируется лишь на нескольких эпизодах, которые позволяют раскрыть ряд отдельных тем, поднятых в книге, и характеров героев. При этом среди персонажей нет Наташи Ростовой, что далеко не все приняли.
Это не та постановка, на которую отправят школьников учителя для закрепления и переосмысления прочитанного. Во-первых, рекомендуемый возраст просмотра - 18+. Во-вторых, спектакль точно не заменит книгу, как могут делать более классические постановки известных пьес, передающие реплики дословно. "Война и мир Толстого" - история для тех, кто хорошо знает "Войну и мир", любит это произведение, помнит сюжет и главных героев. Вот такому зрителю постановка поможет освежить память и сфокусироваться на отдельных эпизодах, чтобы, возможно, понять для себя что-то новое.
К слову, надо сказать и пару слов о Фрейндлих. У неё в этом спектакле роль рассказчика. На сцене она появляется мало и совсем не играет - скорее просто рассказывает. На месте её персонажа могла бы быть любая другая актриса, но имя Алисы, по-моему, делает спектаклю кассу. Конечно, она выступает в роли эдакой вишенки на торте, так как без её присутствия вся постановка в принципе была бы обезличенной, а здесь хоть какой-то контраст. Её героиня, библиотекарь Наталья Ильинична, единственная из задействованных актёров носит одежду не бело-чёрно-красных цветов, но на сюжет не оказывает никакого влияния. Она просто немного помогает зрителю сориентироваться между эпизодами, которые решили показать создатели спектакля. Скачки между некоторыми достаточно большие, поэтому надо как-то напомнить зрительному залу, что было между ними.
В общем, в холле театра я слышала много негативных мнений об этом спектакле. В интернете довелось почитать самые разные отзывы. Кому-то спектакль нравится, кому-то - категорически нет. Кто-то писал о том, что ушёл до окончания постановки, так как не мог больше смотреть на происходящее. Словом, равнодушных не осталось.
Я полагаю, что не все поняли отсутствие персонажа Наташи Ростовой. Не приняли идею с этими белыми лицами мимов и гиперболизированными чертами основных персонажей. Сам формат подачи: свет, звук, камера с проекцией на стену. "Война и мир Толстого" выглядит чересчур авангардно, и многие зрители не видят в этом спектакле как раз "Войны и мира", ожидая до похода в театр более-менее классической истории. Я сама отношусь к тем, кто не любит моду перекладывать классику на современный лад, но в этот раз не разочаровалась.
В общем, основное недовольство спектаклем состоит в том, что оно слишком отошло от классики. Я в своё время много ходила в Александринку, так что к подобному уже более-менее спокойна, но эту претензию людей полностью понимаю. Когда зритель идёт на Льва Толстого, он явно хочет увидеть историю, максимально передающую сюжет книги. Без всяких новаторских штук от режиссёра. И когда видит то, что в итоге создал Виктор Рыжаков, режиссёр постановки, действительно может не принять увиденное.
Мне спектакль понравился. Рекомендовать его я вряд ли буду, так как понимаю, что вещь на любителя. Но я смогла взглянуть на некоторых персонажей другими глазами и раскрыть их для себя по-новому. А это, по-моему, уже хорошо. При этом ещё раз вряд ли бы пошла, зато взялась по третьему кругу перечитывать саму книгу.
P. S. Всё ещё надеюсь попасть на спектакль с Фрейндлих, где она будет задействована на сцене гораздо больше, но при этом с адекватной стоимостью билетов. Если кто-то знает, когда откроют афишу в БДТ на продолжение этого сезона в 2020 году, то очень прошу написать в комментариях. Буду ловить старт продаж.