Вот вроде бы мелодрама – ни о чем. Про то, как "жили были". Она сначала жестоко ошибается, но потом мобилизуется и в результате добивается всего. И даже с личной жизнью в конце концов все решается и принц, хоть и не на белом коне, а вовсе даже в грязных сапогах в конце концов находится. Главное, надо было увидеть его этого принца.
А вот поди ты, смотрят, смотрели и будут смотреть, чтобы облегченно вздохнуть и, может быть, даже пустить слезу, когда в конце фильма Катерина скажет идеальному мужчине одной шестой части суши Гоше:
- Как долго я тебя искала.
И тот совсем неромантично пробурчит в ответ:
- Восемь дней.
Да, это я про самую популярную мелодраму, снятую в СССР, ту самую «Москва слезам не верит». Историю о том, что без труда не выловишь и рыбку из пруда. Но если не сдаваться, то счастье обязательно тебя найдет. Даже там, где ты его не ждешь, например, вечером в электричке.
Вокруг этого фильма собралась куча легенд и занятных историй, фактов и домыслов.
Например, считается, что Гошу хотел сыграть самый главный разведчик советского кино, товарищ Штирлиц Вячеслав Тихонов. Но Меньшов предлагал ему другую роль и он от нее отказался и в фильме сниматься не стал. Только позднее Меньшов понял, что Тихонов ждал от него приглашения на роль Гоши.
Сценарист фильма Валентин Черных в дальнейшем не один раз говорил о том, что Гоша, созданный его фантазией, был его недостижимым идеалом мужчины:
«Гоша – это моя мечта и мои комплексы. Я хотел бы, чтобы таким меня воспринимали женщины!»
Один из шикарных эпизодов фильма – вахтерша в общежитии, произносящая светским тоном «Хеллоу! Общежитие слушает». Изначально этого момента в сценарии не было, его придумали уже по ходу съемок. И в роли вахтерши: ни много, ни мало – сама Зоя Федорова, одна из самых знаменитых и известных советских актрис. Это была ее последняя роль в кино.
Кроме Баталова Гошу вполне могли сыграть Олег Ефремов, Виталий соломин или сам Меньшов. Но в итоге Ефремова даже не попробовали, Соломин понравился худсовету, но его забраковал Меньшов. Меньшова, в свою очередь, наоборот забраковал худсовет. Так в роли главного «настоящего мужчины» в фильме и оказался Алексей Баталов. И наверное, это очень хорошо, потому что как-то уже и не видится, что его смог бы сыграть кто-то еще. Ну а Меньшов все-таки появился в фильме в небольшом эпизоде. Когда друзья Гоши «квалифицированно» рассказывают Катерине на пикнике о том, какой он замечательный парень, отмечая «день рождения», один из персонажей – Меньшов.
Говорят, что фильм в итоге не хотели выпускать в кинотеатры. Но, как и во многих других подобных историях, дело спас дорогой Леонид Ильич. Сентиментальный фильм ему понравился и кино запустили в прокат. Причем кинематографическое начальство и критики активно ругали кино, как потакающее низменным чувствам. И все обалдели, когда «Москва слезам не верит» стала лидером проката года, Алентова – лучшей актрисой СССР в 1980 году.
А потом фильм получил «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке. Причем в СССР результаты награждения стали известны утром 1 апреля и когда Меньшову позвонили и сказали, что он стал обладателем «Оскара», режиссер в ответ сообщил, что это – очень глупая шутка. Потом она неожиданно стала правдой.
«Москва слезам не верит» до сих пор регулярно идет по телевизору и входит в обязательный список фильмов, которые надо показать в праздники. Удивительно, но эта мелодрама отлично смотрится вместе с «Иваном Васильевичем», «Операцией Ы» и другими веселыми советскими фильмами, несмотря на то, что это кино совсем другого жанра. Но зато его любят и с удовольствием смотрят до сих пор.