Найти тему
сергей хороший

Этюды жизни советских гардемаринов

В предыдущем своем тексте, затронул тему национальных кадров в офицерском корпусе ВМФ, нарушая хронологию остановлюсь на одном эпизоде своей флотской карьеры. Зарисовки из прошлой жизни так сказать...

В СССР, если кто не знает, повсеместно было распространено квотирование, наверное это правильнее было бы назвать СИСТЕМОЙ. Мне кажется в сети об этом есть, я не смотрел, пишу по памяти - так как я ее (Систему) видел и воспринимал тогда. А именно рассказываю о квотах Министерства обороны СССР на поступление в военные ВУЗы, а именно в военно-морское училище...

Далекий 1986 год... Позади чуть более года срочной службы в РВСН, из которых где-то 0,7 года проведено в закрытом бункере, построение на котором поступило "лестное" предложение связать свою жизнь с РВСН, через поступление в военное училище (помню только Ригу). Желающих не оказалось - ни одного. Но КВОТЫ великая сила, в часть сверху спущена квота, столько то представить к поступлению в офицеры из числа срочников и попробуй не предоставить, начальникам чихать, что на боевое дежурство заступать будет некому... Ладно это все лирика. На следующий день опять построение и предложение - любой военный ВУЗ... Командование роты выдохнуло с облегчением, разнарядка выполнена... Так я оказался в числе кандидатов в гардемарины...

Сдача вступительных экзаменов, ФП, медкомиссия, на выездной комиссии в Уральском военном округе, и все это в палаточном лагере при собачьем холоде. Требования к стаду кандидатов мягко сказать щадящие, нас срочников очень ценили и нами дорожили, великая сила квоты не позволяла руководству военного округа расслабиться и позволить нам вернуться в родную часть, для последующего прокалывания иголкой календариков с целью приближения к заветной цели - ДЕМБЕЛЮ. Почти все успешно прошли (о сдаче экзаменов не буду, отдельная история), исключение - те кто заведомо приехал отдохнуть и расслабиться от тягот и лишений службы. Далее предписание, проездные, поезд и вот я на самом западе в Прибалтике.

КПП военно-морского училища, опять палаточный лагерь, но уже не Урал, тепло. Шоковое состояние от столовой - фарфор, стальные ложки и вилки, после алюминиевой миски и ложки... Времени много - ведь все сдано еще там на Урале. Наблюдаю за абитуриентами большая часть которых еще в процессе сдачи. Расслоение общества - особняком держатся такие как я срочники - уже поступили, немногочисленная группа в черном - суворовцы - уже поступили, основная масса - суетливые и нервные 17 летние абитуриенты из гражданки - в процессе сдачи, не более 10 флегматичных смуглых парней в черной типа суворовской униформе из Средней Азии, находящихся в нирване и постоянно жующих нас. В процессе чего находились, сказать трудно, но они были в процессе, по русски они не говорили, не умели. В любом их малоподвижном шевелении проглядывалось стремление вернуться (сбежать) домой в привычную среду. КВОТА! Кто ж тебя отпустит! Этим ребятам даже изображать какую то сдачу чего то не надо было. КВОТА! Спасибо драгоценные наши, спасибо что вы просто есть у нас НАЦИОНАЛЬНЫЕ наши. В итоге как их не берегли, не холили, не лелеяли, они включив дурака все же вырвались на родину. Осталось их то ли 2 то ли 3 человека постигать азы военно-морского искусства.

Мой текст о Соти К...еве, он из Туркмении, из горного аула, Каспийского и любого другого моря, ранее никогда не видел.Был высок, широк в кости, очень смугл и ЛУНОЛИК. Русским языком он не владел, в-о-о-бще. Но у него была черная форма и спичечный коробок с насом, который он постоянно жевал, постоянно сплевывая коричневую жижу. Определили его конечно на ракетно-артиллерийский командный факультет, а куда же еще? Не в связь же и не в гидроакустики. На факультете 2 роты - рота 111 и 111 "А", в каждой роте по 3 взвода (класса). Это как в школе раньше - есть 1 "А", а есть 1 "В". Так вот Соти распределили в 111 "А" роту в 3 взвод. Так мы оказались с ним в одном классе. Была присяга, на которой я присутствовал в строю зрителем. Помню Соти который вышел походкой цапли, крепко вцепившись в автомат Калашникова и неловко повернувшись, держа перед собой текст Присяги открывал рот, я до сегодняшнего дня не понял умел ли он читать... Потом начались курсантские будни. Лирика закончилась, в роты курсантов набирали с запасом, после 1 семестра шел массовый отсев. Мне очень хотелось стать офицером и я старался, было очень трудно - высшая математика, физика..., но речь не обо мне. Соти был спокоен как слон, всегда. Он всегда садился на заднюю парту, где основную часть занятий спал. Первое время преподаватели пытались его бодрить громко называя его фамилию одноклассники его подымали, с помощью легких тумаков. Он медленно вставал смотрел заспанными глазами перед собой и не мог понять чего от него хотят. Его садили обратно и он через некоторое время благополучно засыпал снова. Потом его старались больше не беспокоить. Его конспекты были девственно чисты, хотя иногда в перерывах между забытьем там появлялись какие то наскальные символы, понятные только ему. На самоподготовке он также спал. Строевые приемы он так и не освоил. К концу 1 семестра Соти продвинулся далеко вперед успешно овладев русским матерным усугубленным туркменским акцентом, вследствие чего его словарный запас увеличился до 15 слов с учетом вариаций. Но простую русскую речь понимал, сказать же по-прежнему ничего кроме мата не мог. Но поскольку в друзья он ни к кому не набивался, а существовал в своей параллельной происходящему вокруг вселенной, для выражения своего отношения к тому либо иному событию (вопросу), ему хватало могучего матерного. По результатам экзаменов, ему проставили "тройки" и "зачеты" за то что он присутствовал на них откликаясь на свою фамилию и мужественно не произнес ни одного слова. После чего Соти, получив проездные убыл в краткосрочный отпуск на родину.

Вопреки всем тревогам и мрачным предчувствиям командования роты Соти вернулся из отпуска в неродные пенаты. Далее все пошло по накатанной ранее колее. Не изменилось ничего. Не знаю каким образом, но к концу 1 курса, Соти К...аев сумел как то объяснить (убедить) руководство в том, что ему н...ать на СИСТЕМУ КВОТ, на весь ВМФ, и что он просто очень хочет домой... Как ему это удалось? Жестами? Мимикой? Но ему это удалось и вооруженный багажом ведомых только ему знаний и опыта он уехал домой. А у нас все продолжилось, но уже без луноликого Соти с его насом, "блеат вау мат"... А СИСТЕМА не смогла устоять перед туркменом, который так и остался горцем как его не пытались определить в командиры, потому что КВОТА такая на национальные кадры...

P.S. Сейчас подумал, а не жалел ли Соти об отказе от шанса который ему предоставила жизнь? Уверен, не жалел, никогда...

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц