Найти тему

Соблюдайте спокойствие и кибергигиену: эксперт рассказал, как вести себя при утечке данных из банка

Сбербанк сообщил о том, что у него украли данные клиентов. Почему это могло произойти и как вести себя при попытке киберограбления – рассказал эксперт по безопасности.

Самая крупная финансовая организация России сообщила о том, что у нее похитили персональные данные как минимум нескольких стен клиентов. Об этом говорится в сообщении Сбербанка на его официальном сайте. Директор Балашихинского лицея, где одними из первых в Подмосковье ввели уроки по кибербезопасности в образовательную программу, Дмитрий Белоусов отметил, что причиной происшествия скорее всего является недостаточная киберграмотность сотрудников кредитной организации. Он добавил, что именно киберобразованность с детского возраста позволит на всю жизнь обезопасить себя от преступлений в сфере технологий.

Следите за руками

Сбербанк – организация мирового уровня, его система безопасности должна быть на том же уровне, поэтому скорее всего, это не взлом извне, а обычная человеческая ошибка кого-то из его сотрудников, уверен эксперт.

«Записанный на бумажке пароль, который могли увидеть посторонние, использование того же пароля на сторонних сайтах, случайно выкинутые в мусор документы с секретными данными – такое по-прежнему часто случается: человек не подумал, беспечно решил, что ничего не случится, или просто выполнил автоматическое действие, - рассказал эксперт. - Чтобы соблюдать кибербезопасность, нужны навыки, и лучше всего – с детства, а для нас это пока еще новая наука, всем нужно время, чтобы кибергигиена стала привычкой, ничего не поделаешь, такие случаи еще могут происходить везде, в 90% случаях это человеческий фактор».

Что делать

Для того, чтобы не стать жертвой кибермошенников, необходимо соблюдать простые правила: например, не посещать незнакомые ресурсы и не общаться с незнакомцами, не сохранять пароли и не использовать одинаковые. «Информационные следы» остаются всегда и везде и в любой момент даже незначительная информация может сыграть роковую для нас роль. «Даже читая гороскоп, мы сообщаем о себе данные, например, о дате рождения», - привел пример эксперт.

Если ваши данные уже попали к злоумышленникам, с вашей картой или счетом начали происходить мошеннические действия, пришли странные сообщения или позвонили по этому поводу, самое главное – не паниковать и самому связаться с банком любым способом.

«Задача мошенников – создать панику. В первую очередь они постараются вас напугать, якобы что-то уже случилось с вашими деньгами, а потом постараются быстро заставить вас что-то сделать или сказать. Но можно никуда не бежать - достаточно вам самому, например, позвонить в банк, его операторы помогут проверить состояние счета, ограничить действия или полностью заблокировать карту. Это достаточно рядовая ситуация для нашего времени и относиться к ней нужно спокойно», - сказал Белоусов.

Три основных правила кибергигиены:

Спокойствие, только спокойствие! Не боимся техники – она упрощает нашу жизнь, но не отвечаем на звонки с незнакомых номеров, не перезваниваем на незнакомые номера, не паникуем при сообщениях о якобы взломе, не посещаем незнакомые сайты, не открываем присланные ссылки

Никому ничего не скажу! Не сообщаем никакие данные незнакомцам, по возможности не публикуем информацию о себе на своих страницах в соцсетях или на внешних сайтах даже в виде комментариев и лайков

Все свое ношу с собой! Не записываем пароли, не используем одинаковые, особенно рабочие – в личной жизни и наоборот, не используем простые или логично связанные с нами именем, датой рождения и так далее, не отдаем карту или телефон продавцам или официантам при оплате, не используем бесплатные интернет-сети, удаляем данные с техники при ее передаче или ремонте, в случае проблем сами обращаемся в банк