Найти тему
Человек и ВездеХод

Шлюзование на Волге| проходим Жигулевскую ГЭС

Меня часто спрашивают: "а как проходить шлюзы?" Сегодняшний рассказ будет именно об этом элементе водной жизни

В июле мы отправились из Самары в поход по Жигулевскому морю на моей яхточке Maxi 77(длина 7,7 метра), вышли в воскресенье после заката и до трех часов ночи преодолели расстояние от Самары до шлюзов в Жигулевске

Ночью маломерные суда не шлюзуют, поэтому мы отдали якорь в безопасном месте и легли спать. Я хотел отдохнуть, ведь я только вернулся из похода по Аландским островам, поэтому не ставил будильник. Мы проснулись около девяти часов, начали готовить завтрак, умываться

Утро на яхте
Утро на яхте

Чтобы быстро и без проблем пройти шлюзы нужно, в первую очередь, иметь хорошую рацию, речного диапазона(это важно)

Основной канал на реке - пятый. По нему ведутся основные переговоры и устанавливается связь. Шлюзы дежурят обычно на своем канале. Я не помнил точно, на каком канале вызвать диспетчера, поэтому просто спросил у проходящего танкера

Наш диалог выглядел так:
- Танкер "...." ответь яхте; Танкер "...." ответь яхте, приём
- Кто вызывает танкер? приём
- Яхта Kaija. Подскажите, пожалуйста, на каком канале диспетчер шлюза, приём
- Диспетчер на 3 канале, 23 шлюз на 4 канале, приём
- спасибо, хорошего дня! конец связи

На наших шлюзах так: сначала вызываешь диспетчера, а потом уже связываешься с дежурным. На волго-балтийском канале иногда мы связывались напрямую со шлюзом

Готовимся заходить в камеру
Готовимся заходить в камеру

По такой же схеме я вызвал диспетчера, ответил на все вопросы: куда идем, габариты яхты(длина, осадка), мощность двигателя, кол-во членов экипажа, кто капитан и хозяин. Теперь нужно просто следовать указаниям дежурного, правда перед этим было несколько часов ожидания

На больших шлюзах обычно маломерные суда проходят вместе с кораблями

В это утро почему-то кораблей не было, и мы ждали своего часа.. Когда была выпита уже четвертая кружка чая, и я рассказал про нашу первую экспедицию на Балтику, с нами на связь вышел дежурный и сказал заходить. В этом месте я первый раз проходил в одиночку, без кораблей. Нужно действовать быстро, пока зовут

Ворота двадцать четвертого шлюза открылись, мы доложили, что "на борту все исправно, команда в спасательных жилетах, готовы к шлюзованию", и пошли к стенке

В камере
В камере

Швартовые были заведены с носа и кормы, кранцы вывешены с правого борта, т.к. дежурный сказал "подходить правым бортом к четвертому рыму"

Я подошел к стенке, мы накинули швартовые, обязательно "серьгой", т.е. перекинули веревку через крюк и вернули обратно на палубу. При таком креплении можно регулировать длину швартового с палубы, и если рым застрянет, а такое бывало, то можно быстро отдать веревку

Вода поднялась, и наша яхта вместе с ней. Я стоял там, где еще недавно вертелся флюгер на кончике мачты(а это около девяти метров)

Когда открылась дверь и загорелся зеленый сигнал светофора, мы отдали швартовые и полным ходом двинулись ко второму шлюзу. Процедура такая же.

Мы сказали спасибо и пожелали спокойного дежурства двадцать четвертому шлюзу, и вызвали двадцать первый.

Следующий шлюз
Следующий шлюз

На этот раз мы зашли вместе с речным толкачом. Встали тем же бортом, поэтому даже не пришлось перевязывать кранцы.

Дальше знакомая процедура: вода поднялась, двери открылись, и мы вышли на простор. Правда, сначала мы прошли под мотором набережную городка Жигулевск, паромную переправу на остров Копылово, несколько кораблей...

Простор
Простор

Мы вышли из шлюзов уже около часа дня. К этому времени вся команда успела проголодаться. Поэтому мы решили отпраздновать прохождение шлюзов торжественным обедом. По плану у нас был суп, мы не стали нарушать установку

Легкий ветер, наша яхта дрейфует по воде, слегка покачиваясь, теплое летнее солнце согревает каждого(как хорошо погреться после Балтики), только что приготовленный суп разлит по тарелкам. Ммм... вкуснятина!

Как вы уже поняли, я люблю поесть на яхте. А как по другому?

Команда
Команда

Это самое начало нашего похода, впереди нас ждет подъем на Молодецкий курган, белоснежный песок реки Уса, и, конечно, переход до Ульяновска и местный аквапарк

А пока мы высадили одного из участников перехода, Антона, в Тольятти, т.к. он его задачей было пройти шлюзы и получить новый опыт

Идем дальше!

Павел Минаев

Было интересно - подписывайтесь на канал Вездеход, чтобы не пропустить продолжение - #путешествие по волге Только личный опыт и истории из жизни