Найти в Дзене
Книжная полка

Разминка для ума.

Интересные книги о мышлении, логике и восприятии.

"Выдающийся ум" Мария Конникова

Быстро развивающийся мир высоких технологий, в котором мы живем, может быть более сложным, чем Бейкер-стрит Шерлока Холмса, но мы все еще можем использовать ментальные стратегии известного мыслителя. Сплетая воедино дела вымышленного детектива и современную неврологию , научный журналист Конникова объясняет, как именно, это можно сделать.

Большая часть нашего окружения - это ненужный шум, поэтому ключ - это научиться фильтровать информацию, как это делает известный детектив, собирая улики. Инстинкт может быть важен, но методологический подход важен. Психическая комната для дыхания также крайне важна: когда Холмс застрял в футляре, он курил трубку и размышлял. Идеям нужно время для инкубации; не все важные решения приходят в моменты Эврики.

Большинство людей полагаются на умственные сокращения, управляя автопилотом, который Конникова называет Системой Уотсон. Заставление ума наблюдать, воображать и делать выводы может сделать мозг более точным, готовым для решения важных дел или просто оставаться острым с возрастом.

https://images.app.goo.gl/npAGccVAsKuXFpgv9
https://images.app.goo.gl/npAGccVAsKuXFpgv9

"Физика в мыслях" Вернер Р. Левенштейн

Чтобы воспринимать и понимать мир вокруг нас, нам нужно обрабатывать огромные объемы информации. В то время как мозг выделяет плотные сети нейронов для этой задачи, биофизик Левенштейн объясняет, что тяжелый подъем выполняется сложным массивом микроскопических частиц, производящих вычисления на квантовом уровне.

Свет, например, состоит из частиц квантового уровня, называемых фотонами. Сенсоры в наших глазах эволюционировали не только для обнаружения этих исчезающе мелких частиц, но и для понимания информации, которую они передают с потрясающей скоростью. Когда вы смотрите на объект, разные каналы мозга одновременно обрабатывают отдельные входные данные, такие как форма, цвет и местоположение.

В конечном счете, выживание зависит от того, насколько хорошо организм может распознать закономерности и отличить сигнал от шума - тест вычислительной мощности. Это указывает, замечает Левенштейн, что, чтобы понять тайны сознания, нам, возможно, придется подумать о малом.

"Психология счастья" Соня Любомирски

Мы склонны полагать, что такие достижения, как брак , дети, карьера и богатство, сделают нас счастливыми, в то время как неудачи, такие как разводы и потерянные сбережения, будут держать нас подавленными навсегда. Но вы можете быть счастливо разбиты или несчастно богаты. Вы можете быть счастливыми и одинокими или подавленными даже в кругу любящей семьи.

Умонастроение способно перевернуть даже самые худшие обстоятельства. В каждой главе Любомиркски подробно описывает событие, которое, как полагают люди, создаёт счастье (например, удачный брак) или грусть (например, отложенные сны ), а затем показывает, как каждое событие может так же легко привести к противоположному результату. Даже хорошие браки могут стать скучными, а размышления о сожалениях могут сделать нас более зрелыми, сложными и в конечном итоге счастливыми.

Беспокойство о том, как должна выглядеть жизнь, может сделать нас не осведомленными о том, что у нас уже есть - идея, красиво подытоженная Сократом в эпиграфе книги: "Тот, кто не доволен тем, что имеет, не будет доволен тем, что хотел бы иметь". (с)

https://images.app.goo.gl/gXNVrFrUa6my4tAy5
https://images.app.goo.gl/gXNVrFrUa6my4tAy5

"Век тревожности" Скотт Стоссел

Тревожное расстройство является недавним дополнением к психиатрическим пособиям, но его влияние охватывает годы.

Сплетая современную науку, древнюю мудрость и всплески воспоминаний о поте в своих собственных тревожных эпизодах, Скотт Стоссел рисует всеобъемлющий портрет тревоги и всех видов оружия, которое люди изобрели для борьбы с ним. Его история напоминает нам, что тревога - это относительно новая диагностическая концепция и очень старая проблема: тысячи лет, потраченные на размышления об этом, и последние достижения в лечении еще не дали надежного лекарства, но война продолжается.

Стоссел ведет нас в окопы и исследует, как наше понимание иррациональных страхов и разрушительных мыслей изменилось и не изменилось со времен Гиппократа. Между прочим, смесь авторитетных репортажей и интимных историй автора вызывает двойную природу многих озабоченных людей: хладнокровных и компетентных снаружи, бесконечно задаваемых вопросов внутри. В конечном счете, мы сосредотачиваемся на том, что все это означает для одного давнего страдальца - высококвалифицированного профессионала, чей голос все еще не дает ему покоя в критические моменты и который вспоминает, как будто это было вчера.

https://images.app.goo.gl/EXyj4aEZyRSBvRUo7
https://images.app.goo.gl/EXyj4aEZyRSBvRUo7

В своем стремлении к облегчению автор ведет хронику развития тревоги. Вот основные моменты.

Четвёртый век до н.э. . Гиппократ описывает тревогу как медицинское заболевание, вызванное "соками тела". Платон и его последователи утверждают, что это философская, а не физическая проблема, порождающая длительное противостояние между биологическим и когнитивным подходами.

1862 Солдату Союза, страдающему от беспокойства, поставлен диагноз «сердце солдата», предшественник «шокового удара» и посттравматического стрессового расстройства.

1883 Случай с человеком с открытой раной в животе проливает свет на то, как эмоции влияют на пищеварительную систему. Когда человек беспокоится, его желудочная ткань заметно бледнеет.

1899 Руководство Merck рекомендует опиум в качестве средства от беспокойства.

1908 Два психолога рождают закон Йеркса-Додсона, который связывает пиковую производительность с оптимальными уровнями возбуждения. Закон предполагает, что правильный баланс беспокойства - не слишком много, не слишком мало - может действительно помочь во время теста или соревнования .

1959 Нью-Йорк Таймс делает первое письменное упоминание об антидепрессантах - ранних ингибиторах МАО и трициклических препаратах, которые открывают дорогу для фармакологического лечения тревожности.

1980 Выпущено третье издание Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам , заменяющее фрейдовские концепции невроза паническим расстройством, социальным тревожным расстройством, обсессивно-компульсивным расстройством и другими видами тревожности.

2005 Национальный институт психического здоровья США сообщает, что восемнадцать процентов взрослых американцев страдают от тревожных расстройств.