Слова, которые в заголовке, я очень не люблю слышать от родителей. Сейчас объясню, почему. Есть две ситуации, когда обычно произносятся эти слова - на приеме у логопеда , либо в разговоре мам (ну, или пап) между собой. И обе ситуации, в случае, если мы говорим о ребенке трёх лет и старше, подразумевают под собой неблагополучие .
Итак, вариант первый. Прием у логопеда, или невролога, или психиатра. Либо маму что-то беспокоит, либо планово, оформляясь в садик. Беспокоить-то беспокоит, но все равно, первая реакция на услышанное из уст специалиста - задержка речевого развития... задержка психического развития... дизартрия... моторная алалия - первая реакция - шок.
Шок, Гугл, отрицание - и эта самая фраза - "Нет! Он же все понимает!"
К сожалению, нарушения речи у ребенка, которые выходят за рамки "буквы Рэ", считаются чем-то чуть ли ни постыдным. И обязательно сопряженным с несчастной головушкой нашего неговоряшки.
Он не говорит... Но он совершенно нормальный, правда! Он все понимает! - и в этом и ужас, и оправдание, и изумление, и недоверие - самим даже странно, не говорит, а все понимает...
Тут сложно всё. И недостаточная информированность родителей, и традиционное неприятие людей с нарушением интеллекта в нашей стране, и отсюда естественное желание не иметь с "этими" ничего общего... Печально, короче. Да даже если б не понимал ничего... Вы не виноваты, он не виноват. Так сложилось. Вот такой клубок.
Это я обычно и говорю родителям на консультации. Что здорово, что понимает, значит работать будет гораздо легче. Что диагноз - не катастрофа, и мир не рухнул. При благополучном развитии событий все успокаиваются, настраиваются на рабочий лад, коррекция идёт, понимание переходит в актив, ребеночек компенсируется .
При неблагополучном... Шокированная мама приходит домой. Там ее встречает среднестатистический папа, в гробу, простите, видавший всю эту вашу педагогику и психологию. Он что, дурак у нас что ли? Да неее, он же все понимает! Или бабушка - этим врачам только дайся, залечат! Он нормальный, он все понимает! Или..Мамская группа в Фейсбуке. Не переживайте, у всех свои темпы развития! Раз он все понимает - значит обязательно заговорит!
К сожалению, далеко не факт.
Я веду здесь свой канал прежде всего, с целью информирования. И хорошо, что я не только логопед, но ещё и не единожды мама. И я, как мама, тоже читаю эти группы и эти форумы, и общаюсь с людьми не только как логопед, но и как мама. Поэтому вижу, чем народ дышит, и что думает. И вот это вот - он все понимает, к сожалению, вижу слишком часто, чтобы игнорировать .
Итак, пятиминутка логоинформации. Все понимает - действительно показатель интеллектуальной нормы. Ребенок с нарушениями интеллекта, разумеется, понимает не все. Но штука в том, что нарушения речи - не синоним нарушений интеллекта! И у все понимающего ребенка, тем не менее, речь может не развиваться! Или недоразвиваться! Это первый момент. Момент второй - понимание речи родитель часто в полной мере оценить не в состоянии. Существуют методики обследования понимания речи, и часто вроде бы все понимающие со слов родителей дети показывают неудовлетворительные результаты обследования.
Мать-ребенок тонкая сонастраивающаяся система. Сама того не замечая, мать может сигналить ребенку невербально - жестом, мимикой, взглядом. И ребенок может виртуозно считывать все это, но не понимать речь! Это нормально - такое взаимодействие. Но дифференцировать понимание РЕЧИ от понимания мимики и жестов все же необходимо. Для того чтобы правильно строить коррекционную работу.
Ну и повторю напоследок самое главное - ВЫ! Не виноваты! Даже если не говорит. Даже если не понимает. Даже если, о ужас, нарушение интеллекта. Вы не виноваты, ребенок - не виноват! Не надо есть поедом себя, его, и троюродную бабушку с наследственностью. Понять, принять - и работать!