Найти в Дзене
море и пароходы

Дека-мерон. История одной угрозы

Два важных предупреждения!

И эти предупреждения для тех, кто впервые забрёл на мой канал.

1. Как я уже не раз говорил, некоторые морские и рабочие термины широко употребляются в одном регионе, и могут совсем не употребляться в другом. Один и тот же предмет может называться по разному. У нас не говорили "слани", у нас применялось - плиты, пайолы. Следовательно - под плиты, под пайолы. Иногда уточнялось - нижние плиты. Поэтому, просьба, не надо уточнять, что это "слани". Меня уже не переделаешь, да и понятнее мне так. Но если кто-то употребит это слово, я прекрасно пойму, о чём речь.

2. Чилавек-моряк, чилавек-механик, чилавек-моторист. Это не ошибка, это ирония. В обычной жизни я ещё применяю и чилавек-шофёр, чилавек-доктор, и, так далее. Так, что... ещё одна просьба, не надо писать - "чилавек-моряк, дальше читать не стал". И, чтобы два раза не вставать, слово "моряк" на море тоже... немного ироничное. Немного издевательское. Грубый аналог - "воин" в армии. Вроде как и правильно, но звучит уже немного не так.

Вот теперь - к делу.

-Йааа!Тебяаа!Под плитами сгною!Не вылезешь из под плит,жить в деке будешь!
Такое вот страшное проклятие было. Даже не проклятие, угроза.
Это если ведёшь себя плохо,не слушаешься...вот тогда тебя отправляют на перевоспитание под плиты.
Предполагается,что побывав под плитами,чилавек-моторист осознаёт всю гадкость своего поведения,исправляется...и "на свободу с чистой совестью"..начинает вести свою жизнь правильно.
Но в последнее время это проклятие перестаёт действовать.
Это старые, больные моряки боятся до дрожжи в коленях этой деки.

Ну-с..заглянем под эти самые плиты.
Посмотрим-оценим размеры предполагаемого наказания. Стоит ли вести себя хорошо, или, овчинка выделки не стоит.
Чем там пугали? Каким таким Дека-мероном?

Где находится?
А в самом низу,но ещё не дно.
Спускаясь по удобным и освещённым трапам машинного отделения вниз, держась за поручни..попадаешь на нижние плиты.

Всё чистенько и красиво..ну,если только не обращать внимания на чуть притопленные механизмы.
Притопленные по отношению к плитам.

А некоторые так вообще...внизу и под решёткой.
Это кингстонные фильтры.

А вот заглядывая дальше..в глубь,видишь,что цвет окраски там уже совсем немного другой.
Жизнерадостная зелень закончилась.Дальше серое и унылое.

-4

Трубы,трубы,трубы.
Насосы,насосы,насосы.
Вода пресная,вода забортная,вода грязная.
Пар острый,пар отработка.
Масла смазочные.
Топливо.

Заглядывая под настил..видишь,что там труб не меньше...
Да и трапов туда уже удобных,и с поручнями нет.
Лезть туда..через вот это:

И таким образом попадаешь в деку.

Ну,полез..
Залез.
Что видим?
А всё то же..трубы,трубы,трубы...
Вода,пар,масло и топливо.

Можно подлезть к фильтру кингстона.К корпусу, в котором находится фильтр кингстона. Кингстоны, их два, бортовой и днищевой. В море работаем на днищевом, на мелководье - бортовой, чтобы не насосать через днищевой совсем не нужной грязи.
Через эти фильтры,их два,поступает основная охлаждающая забортная вода первого контура охлаждения.
У нас двухконтурная схема охлаждения.
Упрощённо - морская вода охлаждает пресную охлаждающую воду.Вот пресный контур..это второй контур.

Можно полазить вокруг главного двигателя,фундамента.
(именно полазить,в полный рост и спокойно пройти не удастся)
Полюбоваться на фундаментные болты.
Ага...так прикручен главный моторчик к пароходу.
Периодически проверяется обтяжка.

А если подползти к главному двигателю с кормы,можно позырить,как крутится гребной вал.

Если смотреть с плит,то вал под этой решёткой.
Вид с самой кормы

А вот от самого главного двигателя.
Торчащие электромоторы...это насосы циркуляционного масла главного двигателя. Между насосами виден кусочек гребного вала. А в левой части фото, фрагмент шестерни. Это привод валоповоротного устройства. На стоянке валоповороткой прокручивают главный двигатель. Эта шестерня входит в зацепление с маховиком главного двигателя.

-12

Но если кто то думает,что это уже дно,и за металлом уже море...ошибается.
Там ещё есть помещения.
Например, танки сбора льяльной воды.Танки сбора и хранения нефтесодержащих вод.
Цистерна циркуляционного масла главного двигателя.
Просто коффердамы.
В цистерны и танки сделаны врезки и протянуты трубопроводы.Паровые,например..для разогрева содержимого.Ну,и конечно те, по которым гоняют эти масла и воду.
Так же врезаны и мерительные трубы.Для замеров содержимого.

И,конечно же,найдём в деке колодцы.
С водой колодезной.
Но пить эту воду..колодезную...эээ,не надо.Козлёночком не станешь,а вот каким нибудь мутантом..насосокомпрессором...запросто.
Вот он..колодец.Льяьльных вод.
Под решёткой...

Колодцев в машине несколько.
Пара в носовой части,пара под главным двигателем,и один в корме. Но могут быть и несколько в корме.
Все механизмы в машине имеют поддоны,на случай утечки.
В этих поддонах есть шпигаты,от шпигатов выведены дренажные трубы...если уж утечка случилась(воды,например)...то по этим дренажным трубам вода попадает в колодцы.
А уж отсюда,эту воду перекатывают(если вода не нефтесодержащая) в танк сбора льяльной воды.
Вообще,эти колодцы для сбора всяких водяных протечек.Протечки ведь не только бывают от каких нибудь аварийных случаев...отпотевание борта и дна,конденсат..да и просто,вода из умывальников в машине спускается сюда.
В колодцах не должно быть никаких нефтемаслопродуктов.Совсем.
Если какой нибудь инспектор обнаружит эти продукты...плохо вам будет. Очень.

Вот колодцы в более смотрительном виде.

Колодцы в заведовании 4го механика.
Он следит за уровнем воды,своевременном осушении и чистотой.
Вообще то,за уровнем там автоматика следит,поплавок..все дела.
Но автоматика, падла, имеет свойства отказывать...поэтому при вахтенных обходах надо обязательно туда заглядывать.
И обязательная проверка сигнализации верхнего уровня.

И утро четвёртого механика начинается с замеров уровней в льяльных танках и танках нефтесодержащих вод. Любое ненормальное увеличение уровня, выходящее за средне-суточное, повод начинать искать причину пополнения танков.

Даа,есть и механизмы,у которых протечки в виде топлива.Но и дренажи от тех механизмов ведут в танк сбора нефтепротечек.А бывает,что и нефтепродукт попадает в колодец.
Что делают?Как можно быстрее эту воду в танк с нефтегадостью,колодец чистится,замывается...и снова собирает...эээ..чистую воду.

Вот синяя балда,это и есть датчик уровня.

-16

Ещё под плитами..в деке выведены всевозможные отливные трубы.
Но,как правило,все трубы сброса за борт..опечатаны.
Их можно использовать только в особых случаях.
таких,как аварийное осушение,например...
Вода для охлаждения сбрасывается без ограничний.

-17

Ну,а теперь...почему - сгною под плитами то?
А вот почему...
Всё это пространство должно быть чистым.
Никаких потёков,никаких подтёков.
Чисто и сухо.Всё, никаких разговоров.
На пароходах нового поколения,понятно,вполне достаточно места..дека окрашена,и поддерживать чистоту и порядок не сложно.Но даже и на таких судах...конструкторы и проектировщики..как будто соревнуются..конкурс у них такой - "как сделать недоступным место на ровном месте".
И приходится поизгаляться и поползать под плитами.

Если позволяет время и дифферент,можно настроить шланг и скатить деку пресной водой,предварительно ветошью убрав замасленные или замазученные места и пятна.

А бывает,что и мазут попадает в деку.И вот тогда весёлый зверёк песец хитро подмигивает тебе.

Масло от муфты винта регулируемого шага,масло дейдвудного уплотнения...попадают в колодцы,и надо убирать эту плёнку.Учитывая,что повернуться уж не так легко...

Но это всё семечки.Поэтому, молодые и не боятся дека-мерона.
Вот на старых пароходах...в деках творился мегакрандец.
Покрашено?Ха,не было...было ржаво и мрачно,и постоянно плескалась вода.Вода с маслом и мазутом.Топило деку хорошо,особенно на танкерах типа Дрогобыч...
Вот на таких, болгарской постройки.

-18

На стоянке воды в деке набиралось столько,что при первом пуске ..маховик главного двигателя,погружённый в эту самую воду устраивал шикарные водопады.Вода,вперемешку с маслом и мазутом летела во все стороны...не всегда успевали убрать вахтенный журнал.Хана журналу.
А деть воду было просто некуда.
Некуда.
Так и выходили в море..и уже в море,или настраивали систему и перекатывали эту воду в грязевые -танки..или втихаря,ночью,за борт.
Да,вредительство было,самое форменное...
Причём такое вредительство было на всех судах..всего мира.

А уж сама процедура мойки деки...это было нечто.Настраивали пожарный насос,воду гнали через подогреватель..и горячей забортной водой вымывали,выбивали струёй весь мусор,всё масло.
Постоянно забивались фильтры осушительного насоса...обычно это ночью происходило.
И тут же выкатывали это всё за борт.

Это сейчас уже пошли пароходы с достаточным местом для сбора всей этой чачи.

Вот такой дека-мерон.
Сейчас уже не страшно.
А вот проклятие осталось.Ну,как "чур меня".