На территории современной России проживает почти 200 народностей. Сколько же народностей проживало на территориях, подконтрольных Московскому Царству, а затем Российской Империи точно не знает никто. Какие-то этносы "переплавились" с другими, другие вымерли или были истреблены, оставив о себе лишь скупые упоминания, третьи сохранили свою национальную идентичность и традиции. Так сложилось, что наша страна, ведя постоянную территориальную экспансию, во все времена была вынуждена взаимодействовать со всем этим множеством национальностей, культур и менталитетов. С одними "сходились" мирно, с другими скоротечно воевали и подчиняли себе по праву сильного, кто-то сам просился о подданстве, а с некоторыми, особо воинственными народами, долго и кровопролитно конфликтовали.
Осваивая малонаселённый Дальний Восток, русские "конкистадоры" по мере продвижения встречали малые народы, с которыми могли случаться стычки, победителями в которых однако как правило становились русские. Встреченные местные жители переходили в российское подданство, с ними завязывались товарно-денежные отношения, они облагались данью, на их территориях основывались небольшие остроги, многие из которых становились в дальнейшем полноценными городами.
В 1642 году крупный (более 300 человек) отряд казаков, продвигавшийся по территориям дальневосточного крайнего севера впервые столкнулся с чукчами. Вот как описана эта встреча: «Живут те чюхчи промеж Алазейскою и Колымскою реками на тундре, сказывают их человек с четыреста и больше… Чюхчи в государеве ясаке отказали и по обе стороны Алазейские реки обошли, и учали нас с обеих сторон стрелять». Уже отработанная схема по покорению малых северных народов в этот раз дала сбой.
Про "чюхчей" слышали и ранее от народов, живших с ними по соседству - юкагиров, коряков, эвенов, ительменов. Знали, что чукчи - народ воинственный, сильный и смелый, но разве можно напугать казака, тем более идущего за добычей?..
Покорить этот воинственный народ пытались более 100 лет, однако насильственным способом сделать это так и не удалось. С переменным успехом, при поддержке боявшихся и ненавидевших чукч народов-соседей, постоянно происходили мелкие и крупные стычки, разорения стойбищ, полноценные войсковые операции с многочисленными участниками с обеих сторон. Стоит отметить, что агрессия была обоюдной.
Живущие на огромных пространствах чукчи не имели единого правителя, а могли лишь объединяться для защиты или набега. Порой удавалось вроде бы договориться, а то и формально перевести под свою власть одну группу чукчей, но вскоре другая группа совершала кровавый набег, убивала соперников, грабила имущество, угоняла скот. Всё это напоминает кавказские войны, только в ещё более тяжёлом, непрогнозируемом варианте, в сложных погодных условиях и на гораздо более обширной территории.
Каждый чукотский мужчина был воином, с детства умеющим стрелять из лука, метать копьё или бить им, прирождённым следопытом, бесстрашным бойцом, презирающим смерть. "Свирепые чюкчи" - так их именовали в своих "рапортах" тогдашние московские "полпреды президента царя".
Отмечалось, что чукчи, в отличие от других коренных народов крайнего севера, довольно рослые, коренастые, черты их лиц отличались от черт лиц соседей. Некоторые имели на лицах густую растительность, что нехарактерно для других народов, живущих по соседству. Вооружение чукчей, равно как и их методы ведения боя, свидетельствовали о глубоких воинских традициях, культе мужества и воинской славы. Так, после убийства врага, чукчи наносили на руку татуировку - точку; у самых опытных и жестоких чукотских воинов точки со временем превращались в линию, идущую по всей руке от ладони до локтя. Бубны, обтянутые человеческой кожей, устрашающие воинские танцы и ритуалы, абсолютное презрение к ранам и смерти вообще. Прям дальневосточные индейцы-команчи какие-то!.. Традиционные кожаные и костяные доспехи чукотских бойцов чем-то напоминают доспехи японских самураев: сложная ламеллярная структура, максимально-защищённая площадь тела, хорошая подвижность их составных частей.
Время шло, чукчи по-прежнему были занозой, справиться с ними не удавалось. Стычки, набеги, разбойные нападения, карательные акции в ответ. В чукотском фольклоре даже появляются злые персонажи - реальные русские военачальники, наиболее успешно и жестоко действовавшие против чукчей. Вместе с этим, пришлые люди начинают уважаться чукчами как сильный соперник - до появления русских чукчи в буквальном смысле не считали все остальные знакомые им народы за людей.
Любая империя, любое государство, осваивающее новые территории, сталкиваются с воинственными племенами, которые живут без единого государственного устройства и не хотят добровольно менять свой уклад жизни и принимать подданство. Чужой ли опыт или интуиция это были, но в разные времена, в разных государствах, ведущих экспансию, до завоевателей доходило, что с некоторыми народами воевать получается малоэффективно, а в силу разрозненности проживания его представителей и отсутствия какого-либо надёжного единоначалия в их среде - бессмысленно. Что же оставалось делать? Истребить всех непокорных от мала до велика? Вариант. Так делали в отношении некоторых народов. Расположить их к себе добротой и заботой? Тоже вариант, но дорого и часто неблагодарно. Что же ещё?.. РАЗВРАТИТЬ! Дать этому народу то, что изменит их воинственный дух, сломает их волю, заставит изменить свой образ жизни.
Временами менялись. Постепенно, после долгих лет кровавых конфликтов, начиная с конца XVIII века торговые отношения стали превалировать в отношениях с чукчами, хотя ещё бывало и случались и мелкие стычки, и крупные "разборки". Пытались торговать с чукчами с самых первых контактов, выменивая у чукчей драгоценную пушнину на железные изделия и предметы быта, которых не было у самих чукч. Постепенно чукчей познакомили с алкоголем и табаком. Для народов, в культуре которых изначально не было традиции употребления спиртных напитков, знакомство с алкоголем как правило становится фатальным, а при его массовом распространении может стать причиной повального алкоголизма и вымирания. Однако до конца XIX века ситуация с пьянством среди чукчей была далека до катастрофы и носила скорее локальный, чем массовый характер.
Со временем менялся и менталитет, и характер чукчей. Чукчи поняли, что русские не уйдут, да и торговать с ними чукчи привыкли - где ещё они возьмут то, что уже так пришлось им по душе и вошло в привычку?.. Очевидная взаимовыгода от торговли не могла остаться незамеченной. Чукчи уже не учат своих детей с детства быть воинами, обучая их только необходимым в быту умениям, не внушают им необходимость воевать и совершать набеги. Меняется эпос, агрессия сходит на нет, пассионарность стремительно убывает, чукчи привыкают к тому, что они подвластны, да и во многом они действительно становятся зависимы.
Помимо русских торговцев на Чукотке появлялись и американцы, благо с Аляски до Чукотки рукой подать. Есть мнение, что именно американские торговцы начали умышленно и массово в конце XIX века спаивать местное население, настойчиво навязывая ему пагубную привычку, извлекая из этого огромную выгоду.
К началу XX века чукчей уже никто не боялся, да и сами чукчи уже представляли собой совсем не тех грозных воинов, что раньше. Наменяв на товары, добытые охотой и разведением оленей, спиртного, табака, патронов, спичек и пр., чукчи возвращались в места своего обитания. Ни о каких набегах и противостоянии уже никто не вспоминал, не смену лихой воинской славе окончательно пришли другие увлечения...
С переменой в характере чукчей, на их незнании и легковерии начали откровенно наживаться. Если ранее совсем явно обманывать чукчей боялись, опасаясь гнева и мести с их стороны, то со временем, когда чукчи начали превращаться в безобидных пьяниц, не гнушались обобрать доверчивого охотника, всучив за драгоценные меха вовсе несоразмерный по стоимости товар.
Помните комичную сцену в фильме "Начальник Чукотки"?
С приходом на Чукотку Советской власти, с новыми лозунгами, целями и политикой государства, социальная жизнь на Чукотке действительно резко изменилась. Дети начали обучаться в школах, стали появляться больницы, начали хоть как-то регламентироваться товарно-денежные отношения. Чукчи начали более тесно общаться с геологами и другими приезжими специалистами, переселяться в крупные города, по началу конечно же удивляя и смеша своим простодушием и привычками, что и породило огромное количество анекдотов и небылиц, связанных с этим малочисленным, но интересным и имеющим воинственное прошлое народом.
Спасибо, что дочитали статью до конца! Будет классно, если поставите лайк и поделитесь статьёй в соц.сетях! Подписывайтесь на канал - это поможет его развитию!
Автор статьи - Михаил К.