Найти тему
Евгения Кретова || писатель

"Да, скифы мы!" (А. Блок)

Читая многие исторические труды, приходишь к выводу, что единства мнений нет практически ни по одному вопросу. Сторонники и противники каждой гипотезы одинаково непримиримы: норманисты и антинорманисты, было монголо-татарское иго или не было - загадок в истории хватает. Ну, что ж, наступлю на чью-то больную мозоль. Сегодня мой материал о скифах.

Что говорит официальная история: скифы – исчезнувший ираноязычный народ, проживавший в VIII в. до н. э. — IV в. н. э. в северном Причерноморье. В этом определении меня смущает сразу три тезиса: «исчезнувший», «ираноязычный» и «Причерноморье».

Начну, пожалуй, с третьего тезиса. Традиционно считается, что топоним закрепляется в связке с народом, который проживает на конкретной территории. Если мы говорим о локации скифов исключительно в северном Причерноморье, то как быть тогда с обширной территорией от Черного моря до Северного ледовитого океана, от Балтики и до Тихого океана, которая на средневековых картах обозначается как Скифия. То есть край, в котором обитают скифы. Аналогично, традиционно, кто владеет морскими путями, то и отражено в названии моря. Балтика когда-то называлась Варяжским морем, Черное море – Русским морем, а Северный Ледовитый океан в 16-17 веках назывался Oceanus Scythicus, т.е. Скифский океан.

1588, Sebastian Munster
1588, Sebastian Munster

То есть, и это подтверждается археологически, скифы занимали обширную территорию. Были не только западные скифы, но и сибирские (здесь нужно говорить об открытиях на Алтае).

Что касается "ираноязычный" - тоже довольно странное утверждение, учитывая, что у скифов не было письменности, соответственно, до нас не дошли источники, подтверждающие, на каком языке они говорили.

Теперь, что касается «исчезнувший». Геродот, подаривший миру наиболее подробное описание этого народа, говорит, что сами скифы скифами себя не называли. Самоназвание этого народы – сколоты. К.Т.Витчак и С.В.Кулланда объясняют скифское самоназвание так: Σκόλοτοι < *skula-ta < *skuδa-ta < *skuda-ta (т.е. "лучники", с закономерным переходом *d > *l в скифском). Причем форма *skuδa-ta бытовала в VII веке до н.э., когда греки начали контактировать со скифами (оттого и греч. Σκύϑαι). Тогда же состоялся ассирийский поход скифов - оттого и ассир. Ašgūzai или Išgūzai. К V веку до н.э. - времени визита в Ольвию Геродота, уже произошел переход *δ > *l (Кулланда С. В., Скифы: язык и этнос. rggu.com. Дата обращения 14 января 2019 // Вестник РГГУ: Серия «Востоковедение. Африканистика». — 2011. — № 2 (63). — С. 9—46).

В контексте тождества народов скифы-сколоты совершенно иначе освещается история происхождения славян. Борис Рыбаков считает, что Геродот напрасно объединил племена-славян-сколотов, ведших оседлый образ жизни, и скифов-кочевников. Опираясь на археологические данные, Рыбаков, при этом, делает вывод об абсолютной верности данных о расселении скифов и об их взаимоотношениях с ближайшими соседями. Он пишет: «Вероятнее всего, что праславяне чернолесского времени, вынужденные отражать наезды кочевых киммерийцев, не только научились ковать железное оружие и строить могучие крепости на южной границе, но и создали союз нескольких племен между Днепром и Бугом, получивший название «сколотов». Название это дожило до середины V в., когда Геродот зафиксировал его как самоназвание ряда земледельческих племен лесостепного Поднепровья. Союз сколотов мог не охватывать всех праславянских племен восточной половины славянства».

Вероятнее всего, что праславяне чернолесского времени (X–VIII вв. до н. э.), вынужденные отражать наезды кочевых киммерийцев, не только научились ковать железное оружие и строить могучие крепости на южной границе, но и создали союз нескольких племен между Днепром и Бугом, получивший название «сколотов». Название это дожило до середины V в., когда Геродот зафиксировал его как самоназвание ряда земледельческих племен лесостепного Поднепровья. При этом, Геродот предупреждал читателей, что скифами этот народ прозвали греки, а сами себя они называют «сколоты».

Такое слияние и ассимиляция сколотов и скифов, вероятно, привело к многочисленным изменениям и в языке: на сегодняшний день в нашем языке как индоевропейские корни, так и североиранские (по сути – шумерские). В.И. Абаевым отмечен целый ряд скифских элементов в славянском, В. Георгиев, производя периодизацию по форме названия верховного божества («Дайвас – Deus» – «Бог» – «Господь»), устанавливает, что именно в скифское время произошла значительная иранизация пра славянского языка и взамен индоевропейского Daiwas (Див) утвердилось у славян иранское обозначение Бог, Boh.

Вам понравилась статья? Не забудьте поставить "пальчик вверх" и подписаться на канал - здесь мы говорим о книгах и не только. А более подробно по истории Причерноморских скифов можно почитать у Бориса Рыбакова "Геродотова Скифия" (на нее, собственно, и даны ссылки в этом материале).

Вам может быть интересно:

Откуда есть пошла Земля Русская - материал о призвании варягов. Часть 1 и Часть 2.
Фантастический триллер, суперподборка
Женские детективы - новинки сентября
Славянское фэнтези, супер подборка, одна из самых популярных книжных подборок моего канала