В конце сентября Дзен объявил о нововведении: теперь у всех авторов есть возможность снимать и публиковать видеоролики, а также размещать нативную рекламу в видеоформате. В связи с этим Журнал Яндекс.Дзена начинает серию публикаций с советами для тех, кто хочет снимать качественное видео. В первом выпуске сооснователь и автор креативной команды «Громкие рыбы» Тимур Исмаев рассказывает о том, как придумать тему для своих роликов.
«Громкие рыбы» — команда видеографов из Казани, снимающих короткие юмористические ролики, скетчи и клипы. Начинали в 2011 году как авторы на студенческом телевидении. Сейчас их работы собирают десятки и сотни тысяч просмотров на Youtube, а пародийный рекламный ролик «Чебоксарский трикотаж» отметили Юрий Дудь и Александр Гудков.
Процесс придумывания всегда сложный: вам кажется, что все уже сделано до вас. Но все же можно выделить несколько правил создания хорошего видео.
Ваша тема должна быть актуальной
Накануне 31 декабря все снимают ролики на тему Нового года, во время чемпионата мира по футболу — что-то о спорте. Сегодня такой мир: ты можешь быть не особенно талантливым, но достаточно быстрым, и поэтому будешь успешным в интернете. Это как зеленая дорожка в передаче «Умники и умницы»: минимум рисков и какой-то гарантированный результат. К примеру, мы сняли скетч к новости о блокировке Telegram и видео к премьере «Мстителей», чтобы, помимо прочего, получить просмотры благодаря актуальности темы.
Смотрите, что снимают другие
Мы начали снимать видео в 2011 году. У нас даже не было канала на Youtube, потому что тогда он считался платформой для низкопробного треша. Но западные авторы снимали много разных флешмобов. Мы изучили Рунет и ничего подобного не нашли. Тогда решили снять флешмоб в нашем университете, во время которого преподаватель и несколько студентов внезапно начинают петь на потоковой лекции. Видео «Легендарный флешмоб на потоковой лекции» сейчас набрало более трех миллионов просмотров.
Снимайте и рассказывайте о том, что хорошо знаете
Мы начинали со съемок скетчей на студенческом телевидении. Такой канал уже сам задает тему, но и мы тогда вряд ли разбирались в чем-то, кроме студенческой жизни. В этот период мы сняли множество видеороликов о сессиях, проблемах современных студентов, стереотипах о разных факультетах. Так, наш ролик «Экзамен глазами преподавателя» за четыре года посмотрели более шести миллионов человек. И поток зрителей не ослабевает. Тут на нашей стороне вечность темы: новые студенты появляются каждый год, а стереотипы о сессии и типажи студентов практически не меняются. Происходит такой фокус: чем больше студенты смотрят это видео, тем чаще Youtube им его показывает. Из этого примера вытекает следующее правило.
Ваша тема должна быть универсальной
Или по-другому: тема должны быть интересна не только вам. Люди должны узнавать себя или свое окружение. Эффект узнавания вызывает эмоции и желание поделиться видео. В качестве примера можно назвать наш ролик «Топ неловких ситуаций с телефоном» или советы соискателям на собеседовании.
Рассказывайте о том, что вас по-настоящему волнует
Мы сняли семь выпусков собственной «Прожарки» — это известный формат, в котором юмористы высмеивают публичных людей. Только мы «прожариваем» не людей, а клипы исполнителей татарской эстрады. Мы из Казани и нас — как видеографов, сценаристов и просто жителей Татарстана — категорически не устраивает профессиональный уровень региональных звезд. Как бы смешно это ни звучало, но в глубине души мы надеемся, что эти исполнители посмотрят наши видео и решат что-то поменять в принципах своей работы.
Смотрите на знакомые темы под необычным углом
Это самое важное. Новогодние видео снимают все, но из них запоминаются единицы. Что их отличает? Нестандартный подход к теме. Стремитесь к тому, чтобы у зрителей возникали эмоции типа «Вау, как круто сняли на такую простую тему!» («Ошибки празднования Нового года») или «Вау, как качественно и красиво! Постарались, молодцы!» (например, наш рэп-клип «Фрэндзона») или «Вау, такая яркая подача для такой несусветной ерунды!» (у нас есть клип про гречку).
Главный сценарный прием, который мы используем — столкновение противоположностей. Именно так мы придумали рекламу «Чебоксарского трикотажа». Идея простая: нам хотелось сделать супермодную рекламу для нарочито старомодного продукта (в нашем шорт-листе также были городской вещевой рынок и компания, производящая спецодежду). Из таких парадоксов рождается юмор. Это хорошо видно в ролике «Как будут выглядеть нынешние подростки через 30 лет». Идея очень простая, даже лобовая: будущие пенсионеры ворчат на молодежь и вспоминают молодость с WhatsApp-чатами, лайками в Instagram и семейным положением во «Вконтакте».
Подготовил Алмаз Загрутдинов