Найти в Дзене
WWI/WWII в кино

"Деревянные кресты" Раймона Бернара, 1932 год. Мнение.

О, эта синяя шинель! О, эта смертельная тоска во взоре...
О, эта синяя шинель! О, эта смертельная тоска во взоре...

Никогда, нигде и никому не было дела до невиновных людей.

Йозеф Швейк.

Посмотрел я как-то давненько лекцию историка Евгения Белаша "Первая мировая - траншейная война". Интересующимся темой - рекомендую. В рассказе о тогдашних технологиях умерщвления он привёл в пример несколько художественных фильмов, в которых тема раскрыта очень хорошо и правдоподобно. В их числе была наша отечественная картина "Снайпер", а также французская - "Деревянные кресты". Тут мне стало жутко интересно, ибо если о первой я как-то слышал (может, руки дойдут и о ней рассказать), то про вторую узнал впервые. За что лектору огромное спасибо, я посмотрел обе с интересом и не пожалел о потраченном времени. В свою очередь советую ознакомиться всем и каждому. Универсальное кино на вечер для любого круга зрителей.

Вчера посмотрел во второй раз эту французскую киноленту. Снова думал о том, что она вышла всего-то спустя четырнадцать лет после перемирия. Люди, причастные к съёмкам, прекрасно помнили эту жуть. Вслед за этой мыслью приходила опять и другая: а французы-то смотрят с болью в сердце кино о Великой войне и не знают ещё, что впереди - Вторая мировая. Мы - знаем.

Этот фильм - из тех, о которых, если и захочешь пересказывать, то и сказать-то будет особо нечего. Вот объявлена мобилизация, вот граждане радостно толпятся, спешат записаться, надеть свои красные штаны (ооо!!!) и синюю шинель и бить boche. Далее мы видим типичный рассказ о типичной окопной войне, вот и всё. Обыкновенные солдаты, повседневная жизнь, грязная работа.

О том, что всё плохо и надежды нет, фильм нас предупреждает с самого начала. Под трагическую тягучую музыку несчастные молодые пуалю постепенно тают, словно призраки на рассвете и превращаются в кресты над их могилами. Всё буквально, да. Мотив креста - красная нить всего фильма.
О том, что всё плохо и надежды нет, фильм нас предупреждает с самого начала. Под трагическую тягучую музыку несчастные молодые пуалю постепенно тают, словно призраки на рассвете и превращаются в кресты над их могилами. Всё буквально, да. Мотив креста - красная нить всего фильма.

Едва заканчивается патриотический пролог, нам показывают прибытие на войну полного решимости сражаться молодого парня:

Контраст налицо: слева солдатик в полной боевой экипировке, хоть сейчас на парад. Справа - развесёлый стреляный воробей. Он уже повидал кое-какое...
Контраст налицо: слева солдатик в полной боевой экипировке, хоть сейчас на парад. Справа - развесёлый стреляный воробей. Он уже повидал кое-какое...

Весело хохочущая и подтрунивающая над молодым солдатиком компания беззаботных добродушных балаболов сводит на нет патриотический пафос. Какие там марсельезы! Одетые кто во что горазд, мятые и грязные, эти простые честные люди выглядят совсем не парадно.

Веселимся, пока ещё живы!
Веселимся, пока ещё живы!

Однако Смерть всегда напоминает о себе. "Я совсем рядом" - шепчет она, и это сущая правда.

Какая композиция! Отто Дикс, да и только...
Какая композиция! Отто Дикс, да и только...

И тут же эти весельчаки преображаются:

Вечная память павшим героям!
Вечная память павшим героям!

Если Вы плакали над книгами Ремарка, Шолохова и Барбюса - смотрите этот фильм. Непременно. Это кино для Вас.

А ночь такая лунная..."была чудесная пора...была, покуда не прошла...тра-ла-ла..."
А ночь такая лунная..."была чудесная пора...была, покуда не прошла...тра-ла-ла..."

Дни тянутся за ночами, каждый похож на предыдущий...

"Мы здесь уже два дня и два ночи..."
"Мы здесь уже два дня и два ночи..."

Позиционная война затягивается, и фильм это прекрасно передаёт. Неспешно и обстоятельно нам показывают всю эту крысиную жизнь в землянках. Солдаты грязны донельзя, кишат вшами, обносились и истрепались. Однако держатся молодцами!

Классические пуалю. Грязные, обросшие, весёлые!
Классические пуалю. Грязные, обросшие, весёлые!

Сердцевина фильма - большая страшная десятидневная бойня

"Это продолжалось десять дней".
"Это продолжалось десять дней".
"Это вам за капитана!". Француз бросает гранату.
"Это вам за капитана!". Француз бросает гранату.

Сделана она - моё почтение! Крупные планы атак пехоты, мощная канонада, долгий злобный лай пулемётов, руины и взрывы, дым, очень много дыма - я представляю чувства зрителей в 1932 году! Должно быть, среди них были и те, кто видел всё это в реальности. Впечатляющая мясорубка.

Прекрасно сыграна роль солдата, понимающего, что ему конец. Жаль ему себя и досадно, что вот так всё вышло. А теперь вообразите, каково это. Что не кому-то другому, а это Вам конец. Это Вы умираете и понимаете это ясно. Взаправду. По-настоящему. Навсегда. И Вас больше не будет, останется только деревянный крест.

Медленная мучительная смерть.
Медленная мучительная смерть.

Солдаты бьются до конца, стоят насмерть и народ знает это. Он приветствует своих героев!

Подумалось о том, что женщине в кадре и не надо было особо стараться изображать слёзы. Всё это было совсем недавно и очень может быть, что и её война лишила сыновей.
Подумалось о том, что женщине в кадре и не надо было особо стараться изображать слёзы. Всё это было совсем недавно и очень может быть, что и её война лишила сыновей.

Не знаю, кого вообще этот фильм может оставить равнодушным. Эта старинная картина, по моему скромному мнению, стоит на одной ступени с "На Западном фронте без перемен", "Они сражались за Родину", "Спасти рядового Райана". Работа оператора, композитора, игра актёров - всё на высшем уровне, многим современным киношникам надо смотреть и учиться. По-моему, люди сейчас скучают именно по такому кино.

Закрыть уши и не слышать стонов умирающего: "Воды! Воды! Парни, не оставляйте меня, у меня есть мать...".
Закрыть уши и не слышать стонов умирающего: "Воды! Воды! Парни, не оставляйте меня, у меня есть мать...".

Есть что-то театрально-дьявольское в том, что один из боёв происходит на кладбище. К старым мертвецам щедро добавляют новых.

"Нас всех здесь убьют, как скот!"
"Нас всех здесь убьют, как скот!"

Тяжко на душе после просмотра. Особенно осенним вечером. Сидишь, смотришь и думаешь: да, всё так. Так и с нами будет. Отправимся на войну и очень может быть, что погибнем мучительно. Поставят над нами крест, поплачут немного и забудут. И так по кругу, век за веком.

Что ещё добавить к совсем маленькому обзору о хорошем старом фильме? Да, в общем, сказать больше особо нечего. Историческая достоверность, правдивость, прекрасная работа оператора и композитора. Иной раз воспринимаешь происходящее чуть ли не как документальную съёмку:

-16

Думаю, французам было больно смотреть этот фильм. Несомненно, это достойная часть золотой коллекции фильмов о Первой мировой.

А завершить хочется словами из той же книги, из которой взят эпиграф:

"Молоденький солдат сочувственно вздохнул. Ему стало жалко своей молодой жизни. Зачем он только родился в этот дурацкий век? Чтобы его зарезали, как корову на бойне?"

Верден.
Верден.