Начнем эту статью , пожалуй , с экскурса в историю российской науки. Как многие из вас знают, после 1917 года коммунисты, которые пришли к власти, получили практически разрушенную страну, что уж говорить о науке.
Ленин и сотоварищи быстро поняли, что если фабрики и заводы простым крестьянам еще можно как-то доверить , то, что касается дальнейшего развития страны нужно массово привлекать интеллигенцию.
Поэтому, большевики были вынуждены оставить преподавателей, профессоров и других технических, подчеркиваю технических, специалистов на местах, взяв с них обещание не агитировать против советской власти. Мало того, специалистам высшей категории установили высокие зарплаты и обеспечивали жильем, а впоследствии учредили Ленинскую премию за особые достижения.
Гуманитариев же ждала незавидная участь, кто не успел уехать за границу, того либо расстреливали, либо давали срок, либо они влачили жалкое существование. Вот как пишет очевидец тех событий:
Осенью 1922 года, через пять лет после Октябрьского переворота, резко изменившего жизнь страны, из России в Европу поплыл пароход (а за ним — второй), битком набитый умнейшими людьми России. Их высылали насильно, под угрозой смертной казни. Новые хозяева страны во главе с Лениным увидели в мыслителях дореволюционной закалки опасных врагов, хотя, как пишут авторы книжки «Высылка вместо расстрела», «профессура не бегала с винтовками, не бросала бомбы и не стреляла из-за угла». Но тут все ясно: большевики хотели получить возможность установить полный контроль над умами. Для этого и было необходимо удалить «из страны интеллектуальную элиту — тех людей, которые могли мыслить свободно, самостоятельно анализировать обстановку и высказывать свои идеи, а зачастую и критиковать существующий режим». Надо иметь в виду, что они имели тогда доступ к публике. На лекциях Бердяева люди столи на деревянных лестницах и слушали. Высылка граждан под странным для любой демократической страны предлогом (в сущности, его можно было так объявить: «Не сошлись во взглядах!» — и даже не политических взглядах, а в основном философских) недвусмысленно засвидетельствовала и перед страной, и практически перед всем миром: власть хочет оставить в стране под своим началом как можно меньше людей образованных и самостоятельно мыслящих и как можно больше тех, кто бездумно пойдет туда, куда она, эта власть, их поведет.
Мариэтта Чудакова - российский литературный работник и историк
Огромная заслуга коммунистов - это введение обязательного начального образования и отказ от классовых предрассудков. Если при царе бытовало мнение, что место мужика -в поле и грамота ему ни к чему, а в университетах обучаются только люди благородного сословия. Таким образом большой пласт населения Российской империи был исключен из системы образования.
При коммунистах же к 1940 на 100 тыс. человек было 430 студентов, для сравнения в Германии -72 человека, Великобритании-95 человек и США-1150 человек.
Именно во Время правления Сталина , страна сделала огромный рывок вперед, другой разговор какой ценой.
После смерти вождя всех народов наступил рассвет советской науки, научные работники престали работать под страхом смерти и стало иметь место творчество.
С наступление перестройки и бурных 90-х, большинство квалифицированных кадров при первой возможности перебрались за границу.
С приходом нынешней власти , которое совпало с повышением цен на нефть, доходы бюджета резко возросли и государство , в какой-то степени обратило внимание на науку, повысили зарплаты обновили инвентарь, конечно не везде и не так, как хотелось бы, но все же.
Другой вопрос , что в мировоззрении наших научных работников, по- большому счету ничего не поменялось, они считают, что государство их должно обеспечивать всем необходимым и платить зарплату исходя из их регалий, т.е. академик столько, доктор-столько и т.д. А эти звания и ученые степени у нас присуждают или по блату или по выслуге лет, в большинстве случаев.
На Западе же давно уже применяют другие методы, которые более точно оценивают заслуги того или иного научного работника. Принцип там примерно такой же как и в социальных сетях, если опубликованную работу кого-либо часто цитируют в других монографиях, дают на нее ссылки и т.д., то заслуги автора стают общепризнаны мировым научным сообществом на него сыпятся различные гранты и предложения.
Для этого придуманы, так называемые, индексы цитирования. Так вот работы современного российского ученого набирают в среднем три ссылки, а работы американца 13 .По этому показателю россиская наука занимает почетное 123 место. Выводы делать Вам.