О чем ты мечтаешь, дорогой читатель? О мире во всем мире, о богатырском здоровье или меркантильных благах? Точно знаем, что каждый о своем, интимном можно сказать. И почти каждый из вас готов на многое, если не на все, чтобы его Мечта осуществилась. Главная группа всей жизни нашего сегодняшнего собеседника, хочешь не хочешь, но переносит нас в другой (пусть и чем-то похожий на наш) удивительный мир. Где есть свое собственное добро и зло, смелость и страх, отчаяние и надежда. В этом мире принято мечтать. Хотите вы этого или нет.
Юрий Мелисов — основатель, гитарист, автор группы «Эпидемия», талантливейший человек и крепкий профессионал своего дела.
Мы, признаться, привыкли к тому, что отправляя свои вопросы собеседникам, зачастую долго ждем ответов. Но, Юрий поразил нас и здесь. И дня не прошло, а его ответы были у нас. В этом, видимо, весь он. С одной стороны, человек прагматичный, а с другой — мечтающий.
Две разных грани одного таланта.
Юрий, приветствуем Вас.
Какие ближайшие студийные планы у группы «Эпидемия»? Есть ли уже какие-то демо или скелеты новых песен и, вообще, идеи для нового альбома или сингла? Понятно, что все силы сейчас брошены на предстоящий тур, но всё же, может быть есть какие-нибудь наработки или идеи?
Мы работаем над новыми песнями, практически готова вся музыка, скоро приступаем к стихам. В следующем году обязательно должен выйти новый полноформатный альбом.
Группа «Эпидемия» известна массовому слушателю благодаря, в первую очередь, своим концептуальным альбомам. В своё время Nightwish выпустили не только концептуальный альбом «Imaginaerum», но и сняли на его основе целый фильм. Как Вы считаете, возможно ли в принципе что-то подобное сделать в нашей стране (пусть и не с таким размахом)? И если пофантазировать и представить себе, что подобная возможность у «Эпидемии» в принципе появилась (например, реализован очень успешный краудфандинг-проект), то какой альбом Вы хотели бы экранизировать? И попутный вопрос: не было ли мыслей о полновесной театральной постановке, как это произошло, к примеру с мюзиклом TODD, который достаточно успешно демонстрируется в регионах с применением хромакей-технологий?
Даже снять красивый клип на песню со спецэффектами стоит пару миллионов, минимум. Так что о фильме не может идти речи, а делать любительское видео мы не станем. Театральная постановка нас не интересует - мы рок-группа со своим материалом, а не подыгрыш для певцов.
1 ноября стартует тур, приуроченный к 15-тилетию альбома «Эльфийская рукопись». Для Москвы и Санкт-Петербурга анонсированы исполнение первой и второй частей метал-оперы целиком. Расскажите, пожалуйста, подробнее, каких сюрпризов ждать зрителям в регионах и почему заявлено исполнение только первой части с дополнительным большим блоком хитов?
Везти первую часть - это везти 6 вокалистов, везти две части - это везти 11 вокалистов. Вот тут и грань между прибыльным концертом и убыточным. Дорога, проживание, гонорары артистов, заказ дополнительных микрофонов, систем мониторинга. Мы даже с первой частью не уверены в некоторых городах, что там концерты выйдут в плюс, но уж очень хотим порадовать зрителей и верим, что им это интересно и они придут на постановки. Ну а с Москвой и Питером гораздо проще, там и зрителей больше и расходы на дорогу ниже. Насчёт сюрпризов - это новые костюмы, новые видеоряды, новая постановочная часть, но, главное, мы пытаемся сохранить максимальное число оригинальных вокалистов.
При работе над метал-операми Вы каждый раз собираете по-настоящему звёздный состав топ-музыкантов российской рок-сцены. Вы абсолютно всегда были довольны тем, как они проявляли себя в рамках проектов группы? Или же бывает такое, что, спустя какое-то время, Вы ловите себя на мысли, что ошиблись с выбором того или иного исполнителя? Бывает, что во время живых выступлений, часто оказываетесь перед необходимостью замен из-за сверхплотных графиков приглашённых музыкантов. Не было ли у Вас желания изначально позвать для участия в записи пусть и не таких именитых, но зато более «гибких» с точки зрения возможностей встраивания в концертную и туровую программу исполнителей? Как Вы думаете, наличие звёздных составов – обязательное условие хорошего маркетинга для пластинки, или выбор участников обусловлен исключительно и только творческой задумкой?
Мы полностью довольны вокалистами, иначе с ними не работали бы. Они профессионалы и сами знают, что и где им надо подтянуть. Конечно, было бы удобнее возить менее именитых и более свободных исполнителей, но мы считаем, что такое допустимо только в случае форс-мажора. Зрители ждут тех, кого уже слышали на альбомах или видели на наших концертных видео. Желание зрителей - наш приоритет. Ну и наша сага из четырёх метал-опер стала настолько культовой, что слушатели захотят послушать продолжение при любом наборе исполнителей ролей, но мы всё равно будем стараться радовать всех самыми лучшими певцами.
В одном из интервью Вы рассказывали о том, что в период учёбы в МТУСИ побывали на легендарном фестивале в Тушино вместе с одногруппниками. В этой связи к Вам два вопроса. Первый: почему, на Ваш взгляд, после резкого всплеска интереса к тяжёлой музыке в нашей стране популярность метала резко пошла на спад и продолжается это, в общем, до настоящего времени? Второй: удаётся ли Вам бывать на концертах интересных для Вас групп сейчас, и если да, то как часто и какое из сравнительно недавних шоу произвело на Вас наибольшее впечатление?
Мне кажется, у метала наблюдается спад не только в нашей стране. Это связано с обилием стилей, которые отпочковались от классического метала. Новые группы кажутся мелковатыми, а старые собирают стадионы, как ни в чём не бывало. Я думаю, если устроить в Тушино аналогичный фестиваль с мировыми звёздами и сделать бесплатный вход, то народа будет не меньше. Последнее, где я был - это объединённый Helloween с Каем Хансеном и Михаэлем Киске. Замечательный концерт с отличной программой из лучших песен группы за всю их историю.
Вы единственный бессменный участник группы «Эпидемия». Люди приходили и уходили, а Вы всегда удерживали в строю боеспособный коллектив. У Вас никогда не было мыслей распустить группу и полностью посвятить себя чему-то другому (возможно основать новый коллектив)? Если были, что удерживало Вас от того, чтобы опустить руки, кроме того, что Вы создатель коллектива?
У меня никогда не было мысли распустить группу, напротив, я старался сохранять состав и не любил перемен. «Эпидемия» - это моя творческая самореализация, а не чувствую, что всё сочинил, что хотел. И даже, если я перестану сочинять, то очень люблю живые выступления и не могу мыслить свою жизнь без концертов.
В дополнении к предыдущему вопросу. Как и многие другие группы, ваш коллектив не избежал глобальной истории со сменой вокалиста. Обычно поклонники воспринимают подобные перемены в штыки, долго «привыкают» (а иногда и вовсе перестают слушать ранее любимую группу). Как Вы считаете, что мешает слушателям адекватно реагировать на подобные изменения, ведь в конечном итоге всё решает качество музыкального материала, и если новый материал на высоте, то почему новый фронтмен ещё долгое время неизбежно сопоставляется с предыдущим, причём часто не в свою пользу? Бывало ли лично у Вас, что Вы не смогли «принять» нового вокалиста любимой группы и, как следствие, к ней охладели.
Я понимаю ту часть слушателей, которая вначале была разочарована сменой фронтмена, это всегда болезненно. Я сам долго не воспринимал Энди Дериса после ухода Михаэля Киске из Helloween, но потом осознал, что он привнёс много нового и интересного в группу. В конце концов - главное это сами песни, а исполнитель вторичен. Ну и люди привыкают к первому варианту и сложно перестроиться и принять что-то новое в старых вещах.
В интервью Сергею Тынку в ответ на один из его вопросов Вы сказали, что, возможно, скоро наступит этап, когда Вы будете иметь возможность сконцентрироваться только на музыке, оставив работу на телевидении. Расскажите пожалуйста, насколько в принципе Вы близки к принятию подобного решения? И что, на Ваш взгляд, оно принесёт Вам лично и группе целом в творческом плане, в плане дальнейшего развития? Ощущаете ли Вы сейчас острую нехватку времени для реализации своих музыкальных идей?
Я оставил работу весной и теперь занимаюсь только музыкой. будут только плюсы: более гибко можно строить концертный график, больше времени на сочинение и аранжировки. Ну и отдых тоже идёт на пользу творческим людям. Времени мне сейчас хватает, как мне кажется.
Традиционный вопрос хит-парад. Назовите 5 детских сказок, которые Вы читали своей дочке Алисе и сами ловили от них кайф, каждый раз понимая их как-то по-новому?
«Малыш И Карлсон», про Мумий Троллей, «Серебряное Копытце», «Хозяйка Медной Горы», ещё показал ей фильм «Приключения Электроника» и мультфильм про Алису «Тайна Третьей Планеты».
В одном из давних интервью Вы рассказывали о том, что обучались игре на виолончели и классической гитаре. Насколько, на Ваш взгляд, музыкальное образование помогает при работе над собственным материалом и способно ли изучение законов, по которым строится музыка, наоборот стать препятствием, ограничивая свободу полёта фантазии? Попутно ещё один вопрос из этой же серии. В том же интервью Вы рассказывали о том, что брали уроки в знаменитом «Красном химике», разучивая и играя композиции классиков рока и метала. Разучивание чужого материала – почти неотъемлемая часть ученичества, но нет ли опасности того, что музыкант, переиграв большое количество чужой музыки, станет (осознанно или нет) заимствовать чужие идеи и просто комбинировать их, не создавая ничего своего, оригинального. Насколько вообще для Вас важна оригинальность в музыке?
Я не могу сказать, что получил достаточное количество музыкального образования, но уверен, что даже это мне помогло в становлении, как композитора. Свободу полёта фантазии скорее ограничивает моя недоученность. Любой музыкант заимствует что-то, неважно, осознанно или подсознательно. И это никак не связано с тем, учился ли он по каким-то композициям или просто их слышал. Мне важна красота композиции, если мне даже кажется, что какой-то фрагмент музыки похож на что-то моё или даже не моё, но некритично, то я скорее сохраню этот фрагмент, если он красив, нежели ухудшу в угоду кажущейся оригинальности.
Насколько для Вас важна обратная связь с аудиторией в плане чуткости реагирования на то, как публика воспринимает Вашу музыку? Прислушиваетесь ли Вы ко мнению поклонников, сочиняя композиции? Вопрос не праздный, поскольку в сравнительно недавнем интервью Вы признаётесь, что «Эпидемию» воспринимают, в первую очередь, как фентезийную команду и отход от этой тематики (как было, к примеру, на альбоме «Дорога домой») не всегда встречается с интересом и пониманием. В том же интервью Вы признаётесь, что концептуальные альбомы очень сильно ограничивают и хочется разнообразия. Означает ли это, что группа и Вы как один из главных «генераторов» текстовых и музыкальных идей в определённой степени стали заложниками направления, которое когда-то выбрали?
Ну мои вкусы, к счастью, совпадают со вкусами большинства слушателей, которые любят фэнтези в нашем творчестве. И сейчас я работаю над альбомом, который одновременно будет и не метал-оперой, хотя концепция есть в подборе песен на новый диск, а с другой стороны там будет преобладать фэнтези.
В одном из интервью Вы связываете популярность рэпа и хип-хопа с интеллектуальной деградацией населения. В то же время, среди ярчайших представителей этих жанров есть те, чьё творчество никак нельзя назвать примитивным. Те же Noize MC, 25/17 – и музыка, и поэзия, мягко скажем, не самого плохого качества. Да, это иной язык, но это не значит, что он плох. Как Вы смотрите на проблему конфликта поколений? Была ли она для Вас актуальна в то время, когда Вы были подростком? Насколько Вы сами консервативны в плане восприятия новой музыки, кино и т.д.?
Нойза и 25/17 я не причисляю к рэпчине, в них есть немало рокерского. Ну и тут скорей не интеллектуальная деградация, а нежелание вникать в музыку, большинству достаточно текстов. А мы пытаемся передать настроение не только стихами, но и мелодиями, гармониями, а воспринимать это сложнее. Ну и у каждого своя любимая музыка, надо уважать вкусы людей. Моя дочка тоже не слушает рок, но я её не учу и не критикую, наоборот, радуюсь, что она получает положительные эмоции, слушая свои любимые коллективы. Мои родители никогда не лезли в то, что я слушаю и я не собираюсь никого учить «правильной музыке». Сам я консервативен, слушаю примерно то же самое, что и 30 лет назад, но могу оценивать и воспринимать новое. Надо просто быть честным к своим ощущениям, и если тебе понравилось что-то не из твоего стиля, то уметь признавать, что музыканты молодцы.
В своё время Вы взяли творческий псевдоним, немного трансформировав отчество и превратив его таким образом в фамилию. Почему для Вас так важно было сделать фамилию более благозвучной? Насколько вообще подобные нюансы значимы для музыканта и поклонников группы? Не жалели ли впоследствии об этом решении?
Таким образом я сумел сохранить и уважение к своему отцу (он одобрил мой псевдоним) и сделать мою фамилию более запоминающейся. Потому что написание настоящей моей фамилии не смог выучить даже школьный друг. А уж как коверкали произношение и написание всякие врачи, преподаватели и прочие, нетрудно представить. Думаю, моим поклонникам важнее, что я сочинил «Эльфийскую Рукопись» и ещё несколько неплохих альбомов, чем то, есть ли у меня псевдоним.
Ваша мама, для тех кто не знает: Вера Алексеевна Шебеко — диктор советского телевидения, заслуженная артистка РСФСР. А у вас была когда-нибудь мечта попробовать себя на телевидении, именно в кадре? Были ли попытки со стороны родителей направить вас на эту стезю? Вы сами хотите, чтобы Ваша дочка пошла по стопам папы и её жизнь была связана с музыкой или телевидением?
Родители хотели, чтоб я стал журналистом, но быстро поняли, что это не моё. Я не любопытный, мне ничего не интересно, кроме книг, я не люблю задавать вопросы, устраивать расследования. Тишина, природа - это моё. Дочка пусть сама решает, кем ей быть. Мне важнее, чтоб она выросла здоровой, образованной и чтоб её окружали порядочные и верные люди. Чтоб она была счастлива, а счастливым можно быть, даже если ты продавец или водитель. Профессия не так важна, надо найти своё.
Если на секунду представить, что тот вымышленный мир, о котором вы поете – существует на самом деле, Вы бы хотели навсегда «поселиться» в нем? И каким персонажем Вы бы там были, на ваш взгляд – больше положительным или отрицательным и почему? Как Вы относитесь к фентезийным произведениям Макса Фрая, посвящённым вымышленному миру Ехо, в котором главный герой как раз и очутился однажды?
Я не прочь оказаться на Ксентароне, но только после изгнания Минатрикс. Был бы странствующим менестрелем, отрицательным себя представить не могу. Книги Макса Фрая обожаю, хотя мир Ехо кажется мне чересчур гротескным и сюрреалистичным.
Какие, так называемые вредные привычки у Вас есть? Или же все те, что были (а, к сожалению или счастью они есть у всех), Вы уже победили?
Ну, к счастью, я никогда не курил, не баловался никакими видами наркотиков. А выпить немого пива или вина считаю не вредной привычкой, а благим делом. Тут главное не злоупотреблять, чрезмерное поедание пищи или питьё соков литрами так же вредно, как и переизбыток хмеля.
Если у Вас плохое настроение или того хлеще – депрессия, что Вам помогает выйти из этого состояния, помимо музыки и семьи? Что является Вашим «волшебным лекарством» от тоски и уныния?
Депрессиям я не подвержен, плохое настроение бывает иногда, как и у всех. Надо просто переключиться, чем-то заняться полезным, найти подсознательную причину грусти. А ещё можно помечтать о будущих путешествиях, очень помогает!
Беседу вели: Артём Гарькавый (Dj Distemper) и Павел Краснокутский.
Фото предоставили: Александр Колбая и группа «Эпидемия».
Орфография и пунктуация собеседника по возможности сохранены.
Вступайте в группу Музыкальный портал Голос Рока ВКонтакте:
Подписывайтесь на наши каналы:
Яндекс Дзен: https://zen.yandex.ru/golosrocka
Instagram: https://www.instagram.com/golosrocka
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UC3x4vP0gL3SiPtZf3a9dI8Q