Найти тему

Как создать правдоподобный фейк - учимся у Роспотребнадзора

Человек сам не знает, что ему нужно. Поэтому глава Роспотребнадзора Анна Попова привела в пример Японию, где: «принят Метабо-закон, согласно которому каждый гражданин в возрасте от 40 до 75 лет должен обязательно проходить замер талии каждый год. Максимальная окружность талии для мужчин составляет 90 см, для женщин - 80 см. Если размеры выходят за пределы нормы, то человека обязуют посещать регулярные сеансы консультирования, а компанию-работадателя штрафуют.

Интересный факт, правда?

Только сведения, озвученные госчиновником, не совпадают с реальностью. Итак, 5 правил создания (и определения) правдоподобного фейка.

1. Информацию сложно проверить, источник данных закрыт или труднодоступен. Так, японистов у нас в стране не так уж и много.

2. Малозначимые детали сохранены. Закон с таким названием существует. Но в нем просто указано включение замера талии в перечень других медицинских проверок, входящих в программу государственной диспансеризации.

3. Нестыковки обходят вниманием. Ведь это в России 80-90 см кажется жестким пределом. А для японцев, в силу их комплекции, питания и стиля жизни, такие границы касаются ничтожной доли населения.

4. Искажаем истину только в одном, самом интересном моменте, возводя его в абсолют. В нашем примере - "должен", "обязуют посещать". Сразу представляешь, как полных людей насильно заставляет худеть. Хотя никого ни к чему не принуждают. В законе говорится лишь о рекомендациях.

5. Подкрепляем слова статусом эксперта. Если под рукой нет главы Роспотребнадзора - выдумайте авторитета.

Понравилось? Проголосуй за мою книгу "Драйверы роста. Как средней компании стать гигантом" на конкурсе PwC.

Бестселлер 2019 года по версии Ozon, «Выбор Лайфхакера» в категории лучших книг для запуска своего дела, рекомендована ПАО "ВТБ". Купить - Ozon, Respublica, Litres.

Узнать подробнее, о чем книга - здесь.

© Николай Молчанов, МГУ, кандидат психологических наук, Executive MBA в INSEAD, 18 лет практического опыта. CEO Eldey Group.

Самые популярные статьи канала "Психология Маркетинга"

Как одна фраза снизила уровень "пьяных" ДТП в США

Эти заоблачные цены в магазинах аэропортов

Этот метод меняет поведение человека! Даже "трудного подростка"

А ты знал, что Ева съела вовсе не яблоко? Это эффект иллюзии правды!

Алла Пугачёва. P.S." - нас заставляют покупать, используя эффект дефицита

Треугольник Канижа - почему человек видит то, чего нет

ТЕСТ "Как управлять поведением покупателей с помощью приемов психологии? "