В последней программе на МАЯКе мы говорили о Джими Пейдже. Я показывал (надеюсь видео-трансляция работала!) обложку последнего номера журнала UNCUT, в котором есть его большое интервью (см. фото выше).
И мы еще успели в эфире сделать маленькую викторину по поводу песни Клиффа Ричарда Time Drags By: надо было угадать, кто играет на губной гармошке во вступлении. Вот она.
Ну, теперь, конечно же, понятно, о ком шла речь – Jimmy Page.
Я хочу рассказать о другом эпизоде, связанном с ним: уже периода работы Пейджа в группе The Yardbirds. Вот их фотография из всё того же номера UNCUT.
В эти плодотворные годы своей творческой биографии он не только совершенствовал «skills» как гитарист – он ещё и сильно вырос как продюсер, а именно record producer. Поясню: на «рекорд продюсере» висит большое количество обязанностей, в первую очередь связанных, конечно же, со звукозаписью в студии. Но не только! Это ещё и выбор репертуара. Так вот, будучи в «Ярдбёрдз», Пейдж это хорошо понял.
Его внимание и слух были настроены на активное восприятие всего интересного, что происходило вокруг. Поэтому, когда он увидел и услышал The Velvet Underground, он понял, что их потенциал настолько силён, что способен изменить лицо музыки. Да-да, именно так! И понял он это раньше, чем большинство музыкальных критиков.
Его контакт с группой начался с того, что он сыграл на 12-ти струнке в одной из их песен. Работая с VU, Пейдж имел возможность изнутри ощутить их креативный дух.
В 1966 году, когда The Yardbirds выступали в Париже, Джимми позаботился о том, чтобы они исполнили одну из совсем новых песен группы The Velvet Underground – I'm Waiting For The Man.
То, что Джимми шёл в авангарде муз-моды, подтверждает тот факт, что исполнение этой песни явилось чуть ли не самой первой кавер-версией на песни Velvet Underground вообще (насчёт первенства разговор ещё будет, чуть дальше!). Получилась очень эффектная версия: ведь на тот момент состав The Yardbirds включал в себя не только Джимми Пейджа (в видео-ролике он играет на басу), но и его друга детства Джеффа Бека на гитаре (точнее, на соло-гитаре).
Существует слух, что The Yardbirds познакомились с «Вельветами» в Нью-Йорке, когда они были приглашены на знаменитую «Фабрику» Энди Уорхола. Именно тогда британцы осознали, сколько всего интересного можно почерпнуть из материала, написанного The Velvet Underground. Джимми Пейдж (опять же, согласно слухам) лично попросил Лу Рида написать текст к обозначить аккорды песни I'm Waiting For The Man - «гимна бесправного наркомана». Рид согласился, и группа сразу же добавила её в свой концерт. Вот текст песни:
I'm waiting for my man
Twenty-six dollars in my hand
Up to Lexington, one, two, five
Feel sick and dirty, more dead than alive
I'm waiting for my man
Hey, white boy, what you doin' uptown?
Hey, white boy, you chasin' our women around?
Oh pardon me sir, it's the furthest from my mind
I'm just lookin' for a dear, dear friend of mine
I'm waiting for my man
Here he comes, he's all dressed in black
Beat up shoes and a big straw hat
He's never early, he's always late
First thing you learn is that you always gotta wait
I'm waiting for my man, ah work it now
Up to a brownstone, up three flights of stairs
Everybody body's pinned you, but nobody cares
He's got the works, gives you sweet taste
Ah then you gotta split because you got no time to waste
I'm waiting for my man
Baby don't you holler, darlin' don't you bawl and shout
I'm feeling good, you know I'm gonna work it on out
I'm feeling good, I feel oh so fine
Until tomorrow, but that's just some other time
I'm waiting for my man, walk it home
Барабанщик Yardbirds Джим Маккарти (Jim McCarthy) рассказывал журналу Ugly Things эту историю так: «Мы все вместе услышали эту песню и подумали – песня-то хорошая, не так ли? В тот момент у нас было мало идей, мы искали материал. И мы сыграли её – это был состав с Jimmy».
Басист Крис Дрейа (Chris Dreja) добавил несколько иную версию: «Мы делали каверы редко. Это было скорее исключение, когда в нашем концертном сете появлялись песни других артистов. Действительно, это мог быть Джимми, кто надоумил нас сделать это. Хороший вызов с его стороны».
Насколько это была хорошая идея - вам решать. В этой съёмке группа выступает в 1966 году в Париже. Иностранные специалисты по творчеству The Yardbirds утверждают, что звук в ролике подложен с концерта на выставке Shrine Hall Exposition в Лос-Анджелесе 31 мая 1968 года. Обратите внимание на рифф из How Many More Times в конце песни – вот они, предвестники будущего триумфа!
Ну и - для сравнения - оригинал этой песни в исполнении The Velvet Underground.
А теперь несколько слов о первенстве: David Bowie и его группа на тот момент "The Riot Squad" тоже исполняли I'm Waiting For The Man – и это был декабрь 1966. Но, в отличии от The Yardbirds, Bowie сразу стал сам писать песни – в том числе и в стиле в стиле VU (Little Toy Soldier тому пример). Кстати говоря, легенда гласит, что менеджер Боуи Bowie Ken Pitt привёз из Нью-Йорка промо-копию песни I'm Waiting For The Man на диске с белой этикеткой. По нему Боуи с группой и «сняли» текст с музыкой и сделали свой кавер.
Вот версия Боуи, записанная в начале 70-х. Какая классная вокальная интонация – 100-процентный Боуи.
Ну и - напоследок! - комментарий Лу Рида по поводу текста этой песни в интервью журналу Roilling Stone: "Everything about that song holds true, except the price" («Всё в этой песне правда за исключением цены»).