Что простой обыватель знает про «Линию Сталина»? Помимо того, что это цепь укрепрайонов, каждый из которых состоит в свою очередь из нескольких цепочек ДОТов.
Ну, как что? Конечно же мифы!
Да даже более продвинутый «любитель истории» с клиповым мышлением и то думает только одноразовыми картинками (клипами) в стиле:
- Немцы прошли «Линию Сталина» и даже не заметили! Значит от неё толку - ноль!
- Немецкая армия по определению была сильнее советской (если не в численности, то в качестве), поэтому русские и отступали до Москвы…
- Репрессии выкосили командный состав РККА, остались одни дураки…
- Наши войска располагались очень даже удобно для обороны, просто офигительная какая была оборонительная оборона! Но вот незадача, немцы были столь велики в своем могуществе, что не оставили Красной Армии ни малейшего шанса летом-осенью 1941г.
- Поэтому расположение советских войск не столь уж и важно в изучении истории, немцы были сильнее по определению. Так что «Линия Сталина» никакой роли не играла вообще.
- «Записки о прикрытии границ» – это круче, чем стратегический «План Великой Обороны», потому и разоружили «Линию Сталина».
И так далее…
Ну, что Евгений Читинский может на это ответить?
А Жеха Читинский будет сегодня бить психологией!
Психологией по истории? Жеха, ты того? Ау?!
Улыбка… Снисходительная…
Уточним, сегодня мы будем интеллектуально бить людей с клиповым мышлением.
Для справки:
- Термин «клиповое мышление» - это русскоязычное обозначение явления «клиповая культура», которое ввел в оборот Элвин Тоффлер (американский философ, социолог и футуролог). Короче, не вдаваясь в подробности – это способ представления и восприятия информации в стиле сменяемых клипов на экране телика. Видишь следующую картинку (выпуск новостей), напрочь забываешь про предыдущую. Человек с клиповым мышлением не умеет связывать картинки, события в логическую цепочку. От слова совсем! Уместно будет заметить, что автор данной статьи ещё ведет на дзене и «психологический канал», который называется Жорж Читинский, поэтому он «немного в теме». Кроме того, личные наблюдения привели автора к мысли что «клиповое мышление» - это врожденное… И люди не виноваты, что такими уродились….
А вот некоторые ученые утверждают, что коррекция у такого сорта людей возможна. Ну по-русски говоря, они не безнадежны и их еще можно вылечить.
Итак, погнали!!!
Лечить!!!
Улыбка!
А если серьёзно, то изучать Историю (с большой буквы) нужно для того, чтобы не повторять ошибок в будущем. Ведь только дураки учатся на своих ошибках…
А мы-то умные! Верно же?
Итак, перед нами изучение вопроса «Оборона «Линии Сталина», как образец фатальной ошибки самого Сталина». Ни больше, ни меньше.
Потому что именно катастрофа лета 1941 года стала «ударом отсроченной смерти» для СССР… Об этом я уже писал…
А также рассмотрим этот вопрос как образец клипового мышления обывателей и горе-историков.
Для начала проведем следственный эксперимент. Исторический.
Дадим задание пятикласснику построить оборону в исторической стратегии про вторую мировую. Дадим ему РККА, в противники определим «Вермахт». Время эксперимента определим с 17 сентября 1939г, именно в этот день начался Освободительный поход в Польшу!
Уточним, что пятиклассник чувак прошаренный, что называется, в теме. И самое главное, у него не клиповое, а стратегическое мышление. Ну вот, с рождения такой умненький!
Итак, он знает, что каждый ДОТ оборудован 1-3 станковыми пулемётами на специальных станках, где нанесена градусная сетка. К каждому пулемету «Максим» подведено два шланга, по которым подается холодная вода (сверху через отвинчивающееся отверстие в стволе) и сливается горячая снизу (через сливное отверстие). Чтобы подавать и сливать воду, нужен как минимум один боец, который качает воду при помощи железного рычага на этом специальном оборудовании.
Прибавляем еще бойцов для набивания пулеметных лент.
Прибавляем еще бойцов, который отвечают за дизель, за оборудование воздушных фильтров, за оборудование, которое откачивает пороховые газы.
Что еще?
Ах да, командир ДОТа должен быть, который смотрит в перископ (в перископ, Карл!!!). Радист с рацией, для связи с командованием и для координации обстрелов вслепую по наводкам с соседних ДОТов. Было и такое. Немного пояснения на примере, когда немцы ставят дымовую завесу перед ДОТом. В это время бойцы гарнизона ДОТа (пулеметчики, артиллеристы) ничего не видят, но зато с соседних ДОТов противник виден. А так как в укрепрайонах стоят специальные гарнизоны, и на станках есть градусная сетка, то прицеливание вслепую по заранее пристрелянным ориентирам – не проблема!
Из последнего абзаца важно то, что для оснащения и вооружения железобетонного ДОТа необходимо специальное оборудование. Вот почему такое оборудование понадобилось на «Линии Молотова», и Сталин не придумал ничего лучшего, как снять со старых рубежей и поставить на только начинающую строиться «Линию Молотова» это оборудование!
Вот и получилось, что старые УРы разоружили, а новые так и не построили…
Это сравнимо с тем, как в средневековом замке феодал начал строить новую стену. Камней и кирпичей на хватило, поэтому он принял решение разобрать несколько пролетов старой. Это дало ему возможность построить несколько участков новой стены. В результате крестьяне и враги могли проходить сквозь эти многочисленные дыры в обороне беспрепятственно.
Сталин что, был идиотом?
Вопрос?
Вопро-о-о-ос…
Для ответа на этот вопрос анализируем результаты «следственного эксперимента» дальше…
По условиям задачи наш пятиклассник не идиот.
Он оставляет УРы на старой границе в неприкосновенности. Не разоружает. Не разукомплектовывает. Они остаются полностью боеготовыми.
Дальше наш пятиклассник понимает, что между ДОТами находится простреливаемое пространство. От нескольких десятков метров до нескольких сотен.
Если это пространство не заполнить полевыми войсками, то вражеские саперы спокойно пролезут посередине между ДОТами, используя складки местности, а затем спокойно подойдут сзади или сбоку и взорвут ДОТ. Могут и на крышу залезть. И через трубы перископа (да, были перископы, как на подводных лодках) зальют бензин и кинут туда гранату или зажженную спичку (паклю).
Так вот про позиции полевых войск, которые заполняют расстояние между ДОТами, это явление в военном деле называется «полевое заполнение». Наш пятиклассник предусмотрел и это. Оставив в каждом Укрепрайоне от одной до нескольких дивизий. Все эти окопы, ДЗОТы (дерево-земляные огневые точки) он усилил артиллерией, которую расположил на боевых позициях, оборудованных по всем правилам боевого искусства. Позади поставил тяжелые, дальнобойные орудия. Они и для контрбатарейной борьбы пригодятся.
Не забыл наш пятиклассник и про противовоздушную оборону.
Вспомнил и про «устаревшие танки». А вспомнив, воскликнул «Нет устаревших танков, есть устаревшие командиры». И приказал вкопать несколько сот старых танков Т-26 между ДОТов, усилив оборону пехоты…
Раз уж речь зашла о танках, то более новые и мощные наш пятиклассник поставил позади артиллерии. По его задумке танки должны были контратаковать прорвавшегося врага.
При этом мехкорпуса не были бы «броневым щитом», бездарно профуканным в июне-июле 1941 года, а были бы «пожарной командой», тушившей пожары вражеских прорывов. Мобильные ведь! Ездят быстро!
Далее в тылу наш пятиклассник размещает аэродромы авиации. Которые еще оперативнее и быстрее бомбят вражеские прорывы и места сосредоточения войск врага еще до начала таких атак.
Чего-проще-то?
И не надо тут туфту гнать про «послезнание». Что знали финны в 1920-30гг о планах Сталина, когда строили свою «Линию Маннергейма»? Да нифига не знали… Знали только о направлениях вероятных ударов врага (дороги, удобную местность для наступления), да то, что нужно грамотно расположить ДОТы, полевое заполнение, артиллерию, танки, авиацию.
Всё это было и так всем очевидно от новичка лейтенанта, только что выпустившегося из военного училища и еще помнившего конспекты с лекций о тактике и стратегии, до главнокомандующего – тов. Сталина.
Он же не был Идиотом…
Значит, Сталин готовился к чему-то другому, раз наплевал на «План Великой Обороны» …
А «Записки о прикрытии границ» - это всего лишь записки… Не тот уровень…
Ах да… Немцы так и не смогли взять в лоб Киевский УР и Полоцкий УР… Никак! От слова вообще! Более трех недель!!! Полоцкий УР вообще штурмовала целая танковая группа «папаши Гота». Танковая группа, Карл!!!
А почему? А потому что там немножко подготовились в стиле нашего пятиклассника. И оставили УРы только из-за угрозы окружения…
Вот так!!!
А если бы не немножко готовились? И «полевое заполнение» состояло бы не из случайных, надерганных отовсюду войск без танков и артиллерии? А если бы на всем протяжении «Линии Сталина» подготовились бы так, как это сделал наш пятиклассник? Смогли бы немцы пройти дальше Старой Границы? Дальше «Линии Сталина»?