Найти тему
Андрей Зыков

О новой парадигме личности в профессиональном образовании (черновик статьи)

В этой статье мы опишем и проанализируем возможности новых подходов к профессиональному образованию, объединенных тем, что они изменяют как методологию образовательной деятельности, так и её предметную сферу. Под этим мы понимаем, если сформулировать тезисно, следующее:

1) стремление предприятий получать не просто знающих, но и умеющих специалистов;

2) новая потребность в интегральном специалисте, который умеет легко переключаться между необходимой предприятию работой по протоколу и самостоятельной творческой деятельностью в нестандартных и неопределенных ситуациях;

3) умение самостоятельно и в контакте с окружением выстраивать новые способы и алгоритмы деятельности и достраивать, в случае необходимости, существующие, используя новые возможности коммуникаций и информационного общества;

4) с пунктом 3 тесно связаны многопрофильность, столь необходимая специалисту, который отныне должен иметь представление не только о смежных профессиях, но и о гуманитарных областях знаний;

5) также укажем на связь между пунктами 3 и 4. Гуманитарные знания нужны специалисту, чтобы очень эффективно уметь «сгущать» (концентрировать) обширную и разнородную информацию, делая её точной, доступной и понятной не только для себя, но и для своих коллег и подчиненных (во избежание опасных для любого предприятия ситуаций: то, что может быть понято неправильно, обязательно будет понято неправильно);

6) Навыки мысле-телесного ориентирования в техногенной среде предприятия и рабочего места. Тренажеры широко используются для подготовки, например, пилотов, машинистов экскаваторов и т.д. Возникает вопрос – почему нельзя создать нечто подобное, например, для подготовки инженеров и техников, рассматривая в качестве тренажера саму среду предприятия – макро-тренажер?

7) Неофициальная «культура» предприятия и неформальные связи внутри коллектива как инструменты эффективности.

Попробуем представить всё вышеперечисленное в виде следующих смысловых блоков:

Знание – сила, а способность личности превращать знание в навыки и умения – управление силой и её приумножение

Навыки (умения) не могут быть отнесены к области знаний, хотя границу между одним и другим провести зачастую трудно. Рассмотрим их отличия и отношения между ними. Знания, если они глубоко усвоены, являются некоего рода материалом, из которого может быть построена (или не построена) особая единица – управляющее действие (УП). Под управляющим действием будем понимать не только действие управленца какого-либо уровня, но любое действие, которое специалист совершает на производстве. Это может быть, как интеллектуальное, так и физическое действие (управление собственным телом в производственной среде с целью выполнения рабочих операций).

Знание – это ресурс, используемый для построения управляющего действия. Без знания никакое УП невозможно. Однако у этого ресурса есть и оператор. Им выступает личность самого человека, особенности её интеллекта и душевной организации. Именно личность человека, во всей целокупности своих свойств и качеств, обрабатывает знания, интегрируя этот ресурс через восприятия и действия тела человека с окружающей средой и ситуацией, в которой осуществляется УП, а потом, если выполняемая операция носит регулярный характер, постепенно переводит её в автоматический или полуавтоматический режим работы. Таким образом, свойства личности обуславливают скорость и качество перевода знаний в навыки и умения.

Не умаляя ценности знаний, без которых деятельность любого специалиста невозможна, скажем, что именно те ключевые свойства личности, которые позволяют переводить знания в умения и навыки, и составляют стержень подготовки специалиста. Эти свойства ключевым образом определяют ценность специалиста для предприятия, потому что знания без умений пассивно находятся в памяти, и не могут быть востребованы и применены, тогда как при наличии определенных личностных качеств недостаток знаний может быть легко восполнен.

Сделаем вывод: процесс подготовки востребованного специалиста невозможен без обретения личностью тех качеств, которые позволяют переводить знания в умения и навыки и восполнять недостаток знаний в случае необходимости.

Следовательно, нам необходимо выяснить, какие это качества и каким именно образом они обретаются.

Как «технику» стать «гуманитарием» и для чего

При прочтении научных книг столетней и более давности многие обращают внимание на то, что они написаны каким-то особенно понятным и ясным языком. Свидетельства об этом далеко не единичны, и поэтому от них не получается просто так отмахнуться. Предварительный анализ текстов и исторического контекста, в котором они были созданы, позволяет сформулировать следующие гипотезы:

1. Ясность, простота, глубина и лаконичность текстов обусловлены серьезной гуманитарной подготовкой их авторов в русле классического образования.

2. Частным, но очень значительным проявлением пункта 1 является то, что авторы этих текстов в ходе образовательного процесса изучали глубоко не только философию вообще, но и, в частности такую её важнейшую область, как логика (искусство мысли) и риторика (искусство слова).

Давайте попробуем разобраться, каким именно образом это может влиять на качество текстов.

Качественное гуманитарное (классическое) образование формирует, прежде всего, личность человека, и делает это на самом глубоком уровне. В. Гейзенберг говорил об этом так: «Образование — это то, что остается, когда забыли все, чему учились. Образование, если угодно, — это яркое сияние, окутывающее в нашей памяти школьные годы и озаряющее всю нашу последующую жизнь. Это не только блеск юности, естественно присущий тем временам, но и свет, исходящий от занятия чем-то значительным».

По его мнению, классическое образование формирует «способность обращать всякую проблему в принципиальную». «Кто занимается философией греков, на каждом шагу наталкивается на эту способность ставить принципиальные вопросы, и, следовательно, читая греков, он упражняется в умении владеть одним из наиболее мощных интеллектуальных орудий, выработанных западноевропейской мыслью».

Но что именно остаётся, когда мы всё забыли?

Это искусство ясной, точной и глубокой мысли.

Ф. Ницше писал: «Школа не имеет более важной задачи, как обучать строгому мышлению, осторожности в суждениях и последовательности в умозаключениях…Значение гимназии редко видят в вещах, которым там действительно научаются и которые выносятся оттуда навсегда, а в тех, которые преподаются, но которые школьник усваивает лишь с отвращением, чтобы стряхнуть их с себя, как только это станет возможным».

Таким образом, вещи, «которым там научаются» – это способности к мысли и её применению. Именно это и давала своим ученикам классическая гуманитарная школа.

Замутненная, обремененная большим числом лишних деталей и ответвлений мысль не может быть ясной, а значит – она не может быть понятной тем, кому транслируется. И наоборот, ясная и образная мысль понятна всем.

И тут нелишне вспомнить, что в дореволюционной России классическое образование являлось неотъемлемым этапом образовательного процесса как для гуманитарных, так и для технических специалистов. После прохождения гимназической (классической) школы оно навсегда оставалось достоянием личности и активно использовалось в работе – даже если конкретные знания, которые дала гимназия, постепенно утрачивались за ненадобностью.

Но есть еще и иной аспект этого вопроса, помимо ясности логики и мышления.

Гуманитарное классическое образование сообщает своим приверженцам огромный набор метафор и образов из литературы и искусства, которые они теперь могут использовать для обучения других в самых различных областях, и которые служат прекрасным дополнением к точной и яркой мысли, задействую эйдетическую особенность восприятия человека.

Сочетание точности (ясности) мысли и эйдетичности (образности) делает текст понятным и легко усвояемым.

Из этого становится понятным очень важный недостаток современных траекторий технического образования: они слишком рано отрекаются от классической гуманитарной культуры, фактически уже на уровне средней школы.

Справедливости ради следует сказать, что и сам гуманитарный компонент средней школы далеко отстоит по своему уровню от практики классического образования и страдает однобокостью и начётничеством, что не способствует росту интереса к нему у тех, кто имеет склонность к точным и техническим наукам.

В результате личность, желающая получить техническое образование, в большинстве случаев бессознательно воспринимает до сих пор бытующие в умах технической интеллигенции, или проявляющиеся на практике, штампы о превосходстве «физиков» над «лириками», даже не подозревая о том, какие у «лириков» находятся сокровища для собственного личностного развития, в том числе и как специалистов. В условиях даже неявных репрессий против всего классического образования и философии, техническое образование становится однобоким и во многом немым, плохо приспособленным к трансляции.

В этой ситуации именно высшая школа, приверженная принципам эффективности, может попытаться исправить положение и осуществить разворот, создав в своих недрах и в контакте с производством новые стандарты и практики образовательного процесса, что не только увеличит уровень востребованности для своих выпускников и повысит качество работы предприятий.

Из чего же будут состоять эти новые практики? Тут возможен, на первый взгляд, парадоксальный синтез классической культуры, в её лучших традициях и образцах, развивающих мыслительные и творческие свойства личности, с одной стороны, и инструментов, каналов выхода обучающегося специалиста на непосредственные нужды предприятий, с другой стороны – с полным или частичным погружением в среду и культуру предприятия уже с новыми, обретаемыми возможностями личности для обучения, творчества и адаптации. Это, как мы предполагаем, даст серьезный синергетический эффект для образования нового типа.

При этом задачи университета заключаются в следующем:

1. Гармоничная инсталляция в программу образования компактного, но эффективного и насыщенного классического образовательного модуля.

2. Создание специальных, неформальных каналов коммуникаций между производствами и университетом, благодаря которым вновь обретаемые навыки (п.1) могут быть использованы на уровнях «личность-мышление-тело».

3. Создание эффективных образовательных форм для обучения нового типа, способных соединить в образовательном процессе пункты 1 и 2.

Программа такого обучения будет подвижной, постоянно развивающейся.

Посмотрим, какие направления могут в ней присутствовать:

Творческий и гуманитарный модуль

Искусство точной и ясной мысли. Логика и диалектика. Особенности создания, передачи и восприятия образов и метафор. Искусство передачи знаний и информации. Практики сгущения знаний, восприятия, применения и трансляции сгущенных знаний.

Позиционная и ориентационная гибкость нового специалиста

Речь идёт о подготовке специалиста, способного быстро ориентироваться в меняющейся окружающей обстановке и рабочем окружении, используя полученные в процессе образования личностные качества, а также перемещаться, в случае необходимости, на смежные и близкие профилю позиции деятельности без ущерба для работы. Подобные навыки также необходимы для профессиональной эмпатии – способности поставить себя на место другого специалиста (своего коллеги, партнёра, сотрудника иного подразделения и т.п.), чтобы понять его проблемы и нужды. Это улучшает коммуникацию и взаимодействие на уровне предприятия в целом.

Как и для чего инженеру и технику становиться философом

Философия и гуманитарная культура способны научить не только ясности мышления. Оно из свойств философии – это творение ценностей жизни. Современный мир и расхожие представления практически всегда навязывают человеку ценность вертикальной карьеры. Однако количество руководящих мест по определению ограничено, а предприятию нужны люди на всех позициях. С помощью настоящей философии можно осознать ценность горизонтального профессионального совершенствования, без стремления залезть повыше любой ценой, ведь не менее интересно быть руководителем самого себя и двигаться вперед, но из техников и инженеров не в директора, а в супертехники и суперинженеры. В этом случае в жизни обретается особый смысл и исчезает нервозность. Кстати, у подобного специалиста сильнее растут шансы реального повышения, чем у того, кто лихорадочно рвется наверх любыми способами.

Тело и мысль, мысль и тело

Ум, органы чувств, телесные навыки и образование. Одного знания недостаточно. Инженеру, специалисту необходимы интегрированные со знанием навыки восприятия окружающего мира, взаимодействия с ним и жизни в нём, включая (особенно) профессиональную среду жизнедеятельности, умного наблюдения и ответных реакций (мысле-телесные навыки профессиональной деятельности). ь

При профессиональном обучении наряду с получением теоретических знаний должно моделироваться рабочее место (инженера, техника) и профессиональная мысле-телесная деятельность вплоть до создания специальных тренажеров и деятельностных практик обучения (обучающих игр).

Производственный ритуал

Значение ритуала как средства вхождения в профессиональную деятельность, создания и поддержки смысла деятельности, как борьбы против хаоса и организации личного профессионального пространства.

ВУЗ и предприятия. Коридоры доверия. Неформальные каналы коммуникации

Это, скорее, не направление программы, а вопрос методологии создания этого типа образования. Имеющиеся ныне стандартные каналы (производственная практика, семинары, конференции и совещания) не всегда эффективны. Они заформализованы, а неформальные, наиболее эффективные каналы, одиночны, информационно закрыты, и не оказывают влияние на весь процесс в целом. Также открытости и откровенности мешает обоснованный страх, поскольку любые вскрывшиеся изъяны, недостатки, как на производстве, так и ВУЗе и лично у откровенничающего могут быть обращены против него его недоброжелателями или системой в целом. Нужны организационные механизмы исключения таких опасений.

Приложения к статье (цитаты и личные мысли)

1.

Soft skills, еще называют «мягкими», метапредметными компетенциями. Пожалуй, не самое удачное название, ребенку, да и не каждому взрослому понятно, что имеется в виду. Фактически речь идет о коммуникабельности, умении работать в команде, креативности, пунктуальности, уравновешенности, толерантности к критике и так далее. В России нет стандартов преподавания и измерения подобного рода навыков, нет учителей, владеющих ими.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/activityedu/german-gref-o-horoshkole-shkolnyh-ocenkah-navykah-i-ege-5c65617041446200af5dccd0

2.

5 «мягких» навыков, которые должны быть у каждого

Существует знаменитый набор навыков, который называется «4 К» — креативность, коммуникабельность, критичность мышления и командность. Мы добавляем к этим навыкам организованность — умение правильно распределить свое рабочее время.

Под командностью имеется в виду коллаборативность, умение организовать группу людей для работы над проектом и распределить задачи так, чтобы вместе работать на достижение цели.

Коммуникабельность — это умение найти общий язык с любым человеком. Этот навык, кстати, важен для всех профессий. В современном мире коммуникабельность считают одной из важнейших компетенций. Даже инженер или программист при необходимости должен уметь рассказать коллегам про свой проект. В коммуникабельность входит и эмоциональный интеллект — способность распознавать и интерпретировать чувства другого человека. Подразумевается, что коммуникабельный человек им обладает на довольно высоком уровне.

Критичность мышления, то есть способность посмотреть на проблему под другим углом, переоценить сделанное, выделить главное — бесценный навык в мире, который заполнен огромным количеством информации, часть из которой совершенно бесполезна.

Креативность — нестандартность мышления, способность взглянуть на то, что ты делаешь, по-новому.

Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/11916

3.

Интересно, что довольно долго коммуникабельность не считалась важной компетенцией, и уж тем более она не была обязательна для всех профессий, а умение подстраиваться под собеседника вообще никто не принимал всерьёз, так же, как и креативность, критичность мышления. С этим навыком вообще отдельный разговор — его диктует современный мир и информационное поле. Изменения вокруг нас происходят настолько быстро, что мы вынуждены за всем успевать, а для этого пригодится навык организованности. Также одной из ключевых компетенций можно назвать обучаемость, гибкость, способность к изменениям. Сегодня профессиональное образование — это не более 40% успеха, остальное придется учиться делать на практике и постоянно заниматься самообразованием.

Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/11916

4.

Очень многие успешные люди, если не сказать – большинство, по специальности не работают. Но поймите правильно, это не означает ситуацию, когда невостребованные физики-ядерщики работают грузчиками. Смысл в том, что когда выпускник выходит из вуза с определенной специальностью, то чтобы быть успешным, ему надо постоянно развиваться, добавлять к специальности новые знания и умения, выходить из привычной зоны комфорта в другие области, причем не всегда смежные… Технологии меняются слишком быстро, и человек должен уметь быстро адаптироваться и уметь учиться новому на протяжении всей жизни. Поэтому вузы должны ставить перед собой задачу давать студентам не только качественные фундаментальные знания, но и универсальные компетенции, обладание которыми могло бы не только облегчать адаптацию выпускников к полученной профессии, но и помогать самостоятельно и осмысленно строить свои индивидуальные профессиональные траектории в изменяющемся мире. Безусловно, формирование универсальных компетенций нужно начинать еще со школы.

В.А. Мау

5.

В современном информационном шторме, условно говоря, можно выделить два типа информации. 1. «Гипертекст» или Большой текст. Это огромный массив структурированной и неструктурированной информации. Системное постижение гипертекста в выбранной области - это классическая школа, среднее или высшее профессиональное образование. 2. Компактифицированное знание – результат применения знаниевого подхода. Компактфицированные знания подаются в особой, "сгущенной" форме, в том числе и с обширным использованием инфографики и других визуальных приёмов. Также они могут быть организованы таким образом, чтобы оперировать действиями человека (алгоритмы). Ученому использование компатифицированных знаний позволяет лучше и быстрее увидеть взаимосвязи предмета своего исследования с иными дисциплинами. Особенно это необходимо для междисциплинарных, прорывных исследований. Бизнесмену – избежать упускания важного во взаимодействии с контрольными органами, быстрая проверка симптоматики кризиса компании, помощь в выборе верной стратегии и тактики. Инженеру – лучше понять, как результат его творчества может взаимодействовать с миром в целом (за пределами узкоспециальных областей: сопромата, аэродинамики, электротехники и пр.). К копактифицированным знаниям относятся, например, чек-листы, которые обобщают до одной-двух страниц опыт ошибочных действий в определенной ситуации, позволяя их избежать. Компатификация не заменяет опыт длительного обучения с помощью "гипертекста", она дополняет опыт обычного образования в тех ситуациях, когда нужны "быстрые" знания для применения, и когда высока цена ошибки. Без базового образования эффект от применения компатифицированных знаний может быть ниже. Компактифицированное знание – это не обеднённое (урезанное) знание, а сгущенное, концентрированное знание. Очевидно, что в области компактификации знаний спрос превышает предложение, приёмы и методы его генерации находятся в состоянии становления, а генераторов этого знания пока явно недостаточно. Что открывает широкое поле для деятельности в этом направлении.

Андрей Зыков

6.

Функция физических технологий — согласование (взаимная адаптация) человека и Вселенной. Миссия же гуманитарных технологий — согласование (взаимная адаптация) техносферы и человека. Тогда генерализованные тенденции развития текущей фазы той или иной цивилизации определяются совокупностью физических технологий, а вероятности реализации этих тенденций как тех или иных версий будущего модифицируются гуманитарными технологиями.

Иными словами, физические технологии заключают в себе объективные возможности истории: они отвечают за то, что происходит.

Гуманитарные технологии управляют субъективными вероятностями и отвечают за то, как это происходит.

Так, например, деструкция современного индустриального общества есть объективное следствие развития физических технологий (в этом необходимо безоговорочно согласиться с И. Ефремовым), а вот формы этой деструкции определяются действием субъективизированных гуманитарных технологий.

В рамках «аэродинамической аналогии» физические технологии играют роль двигателя, а гуманитарные — системы управления летательным аппаратом. Если мощность двигателя недостаточна, самолет не сможет перелететь через горный хребет или подняться над грозой. Хуже того, достаточно чуть-чуть потерять скорость, и аппарат потеряет возможность «держаться в воздухе» — цивилизация начнет падение на дно океана инферно. Запаса энергии недостаточно, и противостоять неблагоприятному воздействию внешней среды нечем. Подобными «слабыми двигателями» обладают утонченные культуры Востока.

Если недостаточно эффективно управление, то свыше некоторой критической скорости развития самолет затягивает в пикирование — с вполне однозначным результатом для экипажа и пассажиров. Такому риску непрерывно подвергается Запад с его культом науки и техники и привычкой к предельно несбалансированному развитию.

Сергей Переслегин